Инвесторы стали разборчивее


В 2006 г. российские компании, по данным Mergers.ru, провели публичные размещения акций на $17,7 млрд – в четыре раза больше, чем в 2005 г. А в первом полугодии 2006 г. – уже $25 млрд, подсчитал главный стратег Альфа-банка Кристофер Уифер. До конца года их объем может превысить $36 млрд, а с учетом продаж “стратегических” пакетов электроэнергетических компаний – $60 млрд, прогнозирует он.

Во втором полугодии IPO были успешнее для инвесторов, отмечает Уифер. Каждый доллар, вложенный в те акции, принес бы им 56%, а индекс РТС прибавил 27%. Котировки лишь одной из восьми компаний оказались в отрицательной зоне: акции “Челябинскцинка” потеряли 4,5% из-за 30%-ного падения цены на металл. Инвесторы, купившие допэмиссию “Вимм-Билль-Данна” в декабре 2006 г., заработали 182%, на 89,8% выросли акции ТМК, участие в “народном” IPO “Роснефти” принесло 16%.

Но до сих пор участие в IPO редко было выгодной сделкой для инвесторов. Из 15 бумаг, размещенных в 2005 г., к марту 2006 г. лишь три обогнали индекс РТС, а подешевела каждая третья. В первом полугодии 2006 г. ситуация была аналогичной, утверждает Уифер: портфель, состоящий из размещенных за это время акций, к 12 июля вырос бы на 35,3%, а индекс РТС – на 40% (см. таблицу). Из семи “новичков”, размещенных в этот период, три показали отрицательную доходность: “Черкизово”, “Разгуляй” и Trader Media East (-6–13%). А вот бумаги СТС с мая 2006 г. прибавили 104% (индекс РТС + 40%). Обогнали индекс акции “Магнита”, “Верофарма” и “Комстар-ОТС”.

Динамика бумаг, приобретенных при IPO в первом полугодии 2007 г., примерно соответствует динамике индекса РТС, отмечает Уифер. Ниже цены размещения торгуются пять из 15 акций, а больше всех потеряли в стоимости “Ситроникс” (-42% с февраля) и AFI Development (-21% с мая). Самые удачные пока размещения – “Открытых инвестиций” (+61% с мая) и Сбербанка (+23% с февраля).

“Эмитенты учли <...> требования покупателей, предлагая акции по более низким ценам”, – считает Уифер. По его мнению, во втором полугодии 2006 г. эмитенты проводили больше времени с инвесторами, прежде чем определить цену размещения. Цены большинства IPO в этом году оказались ближе к нижней границе ценовых коридоров, отмечает он. Например, ВТБ не стал жадничать и, несмотря на огромный спрос (более $50 млрд при объеме IPO $8,2 млрд), разместил акции чуть ниже верхней границы коридора, напоминает аналитик “Ренессанс Капитала” Ованес Оганисян.

Российские компании все равно продают акции дорого и размещают объем полностью, констатирует Оганисян, ведь спрос инвесторов еще не насыщен: “В портфелях многих фондов нефтяной сектор занимает более 50%, и они используют любую возможность диверсифицироваться и скупают мало-мальски ликвидные выпуски”.

“Мы заметили, что компании стали чаще размещаться ближе к нижней границе, но не заметили хороших доходностей”, – иронизирует управляющий фондами Kazimir Partners Дмитрий Крюков. Владельцы бизнесов не хотят продавать их по низким ценам и пытаются получить максимум, объясняет он скромный доход инвесторов от IPO.

При каждом IPO должен находиться баланс между владельцами и инвесторами, считает Крюков: лучшая тактика для первых – оставить часть прибыли “на столе”. Хорошим тому примером он считает размещение ТМК в октябре 2006 г.: ее расписки в первый же день подорожали на 17%. Проводить IPO так, что цена потом падает, акционерам не всегда выгодно, подтверждает инвестбанкир, организовавший немало сделок в России: “У них остается пакет, который оценивается исходя из публичной капитализации компании”.

Первые IPO проходили всегда по высшей границе, но по мере насыщения рынка инвесторы стали более избирательно подходить к бумагам, говорит менеджер российской “дочки” западного инвестбанка. Дальше они станут еще разборчивее, предупреждает другой работающий в России инвестбанкир, и собственникам придется стать скромнее.

“Эмитенты не умерили аппетиты, но размещения все равно проходят успешно, – говорит исполнительный директор инвестбанковского управления “Тройки Диалог” Наталия Тетруева, – но инвесторы не готовы скупать все подряд, даже если у них открыты большие лимиты, – это говорит о том, что они готовы переварить больше качественных IPO”.

Бывает, что акции перед IPO не получают у инвесторов справедливой оценки, признает Крюков: размещение “Уралкалия” было отменено в октябре 2006 г. из-за низкой, по мнению акционеров, цены. Сейчас они стоят почти в 1,5 раза дороже.