Китайский отрезок трубы


О привлечении китайских рабочих “Ведомостям” стало известно из экспертного заключения о реализации проекта строительства нефтепроводной системы ВСТО.

“Потребность в китайцах возникла недавно. На прошлой неделе у вице-премьера Сергея Нарышкина обсуждалась эта ситуация, там присутствовал [президент “Транснефти” Семен] Вайншток, но о китайцах не говорили”, – сообщает источник в правительстве. Чтобы быстро завезти китайских рабочих, госкомпания надеется добиться от правительства “благоприятных условий для привлекаемой на строительство иностранной рабочей силы и техники”.

Все основные работы по строительству ВСТО проводит не “Транснефть”, а ее подрядчики, рассказывает вице-президент трубопроводной монополии Сергей Григорьев. Китайцев, в свою очередь, к работе привлек генподрядчик проекта – “Краснодарстройтрансгаз”, у него не хватает высококвалифицированных россиян, объясняет Григорьев, а подрядчика для строительства ВСТО найти непросто – требования к ним высоки, условия работы сложные: “Многие отказываются работать и уходят”.

Пока единственный иностранный субподрядчик при строительстве ВСТО – китайская компания CPP (China Petroleum Pipeline Bureau), об этом рассказывал “Ведомостям” гендиректор “Краснодарстройтрансгаза” Александр Сафоненков. Сейчас CPP готовится к работе: завозит технику и строит городки для рабочих. Всего на строительство трубы приедет около 1500 китайцев, они построят участок длиной 150 км до Тынды, уточняет начальник управления “Краснодарстройтрансгаза” Федор Штыфель.

Россия зовет китайцев на помощь уже не в первый раз. Во время Первой мировой войны в европейскую часть России завезли не менее 50 000 китайцев, которые работали на добыче угля, лесоразработках, строительстве железных дорог и в тыловых частях армии, рассказывает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин. В 1954 г. советское правительство решило пригласить на лесоразработки 1 млн китайцев, продолжает он, набор и медосмотр проводили в КНР, но в конце концов оказалось, что в СССР достаточно собственной рабочей силы и нет нужного количества жилья.

По данным HeadHunter, сейчас в России официально работает 0,5 млн китайцев, неофициально – порядка 1,5 млн, сообщил гендиректор рекрутинговой компании Юрий Вировец.

Чтобы не было проблем, все китайские рабочие должны быть завезены легально, говорит замдиректора ИСАА МГУ Андрей Карнеев, для них нужно сделать систему учета, давать въездную визу только тем, кто прошел медосмотр, имеет страховку, направляется на определенный объект строительства, иначе китайские рекрутеры наберут в самых бедных районах страны больных рабов, не имеющих квалификации.

Проблем не будет, если китайцы будут работать вахтовым методом, замечает и. о. директора департамента Минрегионразвития Максим Перов, если же они останутся по окончании контракта, возникнут проблемы: китайцы плохо ассимилируются, их на границе живет 120 млн человек, у нас – только 5 млн.

Для крупных проектов нефтяники предпочитают привлекать соотечественников, отмечает представитель крупной нефтяной компании: этого требуют губернаторы, к тому же в России традиционно боятся “китайской угрозы”.

Федеральная миграционная служба (ФМС) не против приглашения китайцев. Но перед выдачей разрешений на работу Роструд должен проверить, нет ли желающих строить нефтепровод среди россиян на бирже труда, говорит представитель ФМС Константин Полторанин.

На биржах труда в азиатской части России нет достаточного количества вакансий, предполагает Перов, – там много строек, в Китае же можно быстро набрать нужных рабочих.

В Китае недостаточно рабочих с нужной для строительства нефтепровода квалификацией, а от китайских рекрутинговых компаний пока нет предложений, не разделяет оптимизма “Транснефти” глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев, через 2–3 года китайские рабочие действительно будут готовы легально приехать в Россию, но к тому времени нефтепровод уже построят.

В 2008 г. “Транснефть” построит на китайские деньги ответвление в Китай длиной 62 км.