Опасный рост


Коллеги отчасти с ним согласны. Интерес участников рынка постепенно смещается в сторону более доходных выпусков, которые в последнее время не успевали за ростом бумаг первого эшелона, отмечает аналитик “Траста” Марина Власенко. Так, спросом снова пользуются бумаги МОЭСК, АИЖК. Также в финансовом секторе привлекательны выпуски РСХБ-2 и Газпромбанк-1, которые смотрятся интереснее облигаций первого эшелона и предлагают премию около 100 б. п. к евробондам этих эмитентов, говорит Власенко.

Рынок рублевых облигаций растет с апреля нынешнего года. Например, доходность рублевых облигаций “Газпрома” с погашением в октябре 2011 г. снизилась за этот период с 7,05% до 6,4%. В то же самое время доходность еврооблигаций газового концерна с погашением в марте 2013 г. выросла с 5,87% до 6,32%.

Основная причина – избыточная рублевая ликвидность и низкие ставки на денежном рынке (около 3% на МБК и около 4% под залог государственных и корпоративных бумаг). Они стали результатом рекордного притока капитала под аукционы по активам ЮКОСа и публичные размещения акций Сбербанка и ВТБ, пишет директор отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Михаил Галкин в обзоре долгового рынка. В ближайшие 4–5 месяцев, по его прогнозу, ралли на рынке рублевых бондов продолжится. Минфину и ЦБ вряд ли удастся быстро стерилизовать избыточную денежную массу, сформировавшуюся в апреле – мае 2007 г., и поэтому ставки на денежном рынке скорее всего останутся на низких уровнях до конца года, ожидает Галкин. А укрепление курса рубля к бивалютной корзине Центробанком также поддержит интерес инвесторов к рублевым бумагам.

Но рост котировок рублевых облигаций все больше напоминает процесс сжатия пружины, беспокоится Галкин. У рынка еще хватает сил удержать эту пружину на текущих уровнях и даже сжимать ее еще сильнее, но в случае оттока денег с развивающихся рынков, успешной стерилизации избыточной ликвидности или остановки укрепления рубля коррекция неизбежна и может быть очень существенной – на 30–50 б. п. по доходности облигаций первого эшелона, предсказывает аналитик.

Инвесторам имеет смысл исключить длинные выпуски ОФЗ и бумаг первого эшелона из своих портфелей в пользу евробондов и облигаций эмитентов второго-третьего эшелонов, советует Галкин. Это облигации региональных розничных сетей, непродуктовых розничных торговцев, не очень больших – за пределами первой двадцатки по объему активов – банков, предприятий промышленности и машиностроения, очерчивает круг примерных эмитентов Галкин.

На рынке действительно нездоровый ажиотаж, но массовых продаж аналитик Газпромбанка Михаил Зак не ждет. “Говорить о том, что надо избавляться от ОФЗ и длинных рублевых бондов, я бы не стал, хотя искать более привлекательные инструменты, конечно, надо, – продолжает он. – Участникам интереснее бумаги второго-третьего эшелона, но их не так-то легко купить: доходность привлекательная, но держатели бумаг не горят желанием их продавать”.