Ответ “России!”


В понедельник в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина откроется выставка “Новый свет. Три века американского искусства”. Это самая крупная ретроспектива американской живописи, которая когда-либо проходила в нашей стране. Работающие над экспозицией куратор собрания Фонда американского искусства “Терра” Нэнси Моул Мэтьюс и главный куратор Музея Соломона Гуггенхайма Сьюзан Дэвидсон надеются, что выставка откроет для русских зрителей не только американское искусство, но и заново Америку.

– Выставка будет дайджестом истории американского искусства или парадом лучших произведений?

Нэнси Моул Мэтьюс: Это обозрение американского искусства. Мы предвидели многочисленные вопросы о том, что есть американское искусство, поскольку задолго до появления европейцев на нашей земле было много цивилизаций. Но мы решили сконцентрироваться на последних трех столетиях, ведь американцы чувствуют себя выходцами из европейской цивилизации. Нам хотелось сохранить и дух тех народов, которые в своем единении создали нацию, учесть индейское влияние, африканское, народов Аляски. Чтобы представить своеобразие американского искусства, мы решили сосредоточиться и на инновациях: стремление к новому – черта американского характера, а не только искусства. Выставка концентрируется на искусстве, но претендует и на то, чтобы представить жизнь.

– То есть политкорректный выбор оказался важнее художественных достоинств?

Сьюзан Дэвидсон: Но мы нарушали политкорректность. Мы представили и борьбу, и конфронтации, и противостояния, которые были в американской жизни в разные времена. Например, Энди Уорхола все знают как автора портретов известных людей и изображений цветов, а мы представляем его картиной “Оранжевая катастрофа” о 60-х годах, посвященной смертной казни на электрическом стуле. На картине Джо Джонса 30-х гг. изображено линчевание, Ку-клукс-клан. На выставке есть работы знаменитых художников и не очень известных. Хотелось сохранить равновесие между тем, что зритель ожидает увидеть, и тем, что станет для него открытием. Но приманка есть в названии, само слово “американское” должно возбуждать интерес, ведь это обозрение трехсотлетней истории страны. Подобную выставку трудно представить себе даже в Америке.

Н. М. М.: До Москвы она побывала в Китае и вызвала большой интерес. Там, конечно, что-то знали про американское искусство времен Джексона Поллока, но не знали, что было до него, и рады были узнать.

– У нас тоже знают американское искусство начиная со второй половины прошлого века, а что было раньше, мало кто представляет.

С. Д.: Я думаю, многих удивит, как много общего у американского искусства XIX в. и русского. Выставка Russia!, которая прошла в Музее Гуггенхайма два года назад, была для нас открытием, до этого мы не представляли себе, что такое русское искусство.

– Кураторы Russia! хотели показать картины, очень важные для русского национального сознания. Есть ли такие картины на вашей выставке?

Н. М. М.: Это было правильное решение, мы согласны, что надо представлять картины, значимые в идейном смысле. Например, мы привезли потрясающую картину Эдварда Морана со статуей Свободы. Она очень красива, но мало известна в Америке, не включена в историю искусства, поскольку не так важна по стилю и качеству. Но мы открыли ее и поняли, что она яркое явление.

– Сколько на выставке произведений и из каких музеев?

С. Д.: 95 картин, 90 художников. В основном произведения представили фонд “Терра” и фонд Соломона Гуггенхайма, но и многие другие большие и малые музеи, государственные и частные со всей страны. Это часть нашей миссии – представить не только искусство, но и его распространение по стране. И так представить Америку. Для всех участников выставка стала событием, все были очень рады представить на нее работы.

– Есть произведения, которые вы бы очень хотели показать, но не смогли?

С. Д.: Их много! Выбор художников был очень трудным. Но есть такие вещи, которые просто нельзя вывозить из-за их размера.

Н. М. М.: Есть такая картина – “Джордж Вашингтон пересекает Делавар” Эмануэля Лютца – это самая знаменитая американская картина. Она так огромна, что перевозить ее нельзя. Вам стоит поехать и посмотреть ее в музее “Метрополитен”.

– Мы там смотрим старое европейское искусство, до американского обычно не доходим.

С. Д.: В следующий раз посмотрите и американское. Мы ведь тоже приезжаем в Москву и смотрим на французов в Пушкинском музее. Но мы с удовольствием открыли для себя русское искусство на Russia! и очень надеемся, что наша выставка станет ответом на нее.