Греф позаботился о нефтяниках


“Мы должны считать транспорт от добычи нефти, – предложил Греф. – Даже с нулевым НДПИ $50 – предельная возможность рентабельности для нефтяных компаний [работающих в Восточной Сибири] платить за транспорт”. Тогда вся транспортировка нефти – и до Сковородино по трубе, и по железной дороге до Козьмино – должна быть в пределах $50 за тонну, делает вывод аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Но такой низкий тариф сделает нерентабельными и железную дорогу, и трубу. Несколько лет назад ориентировочная стоимость прокачки тонны нефти по ВСТО оценивалась в $38,8. Если останется этот тариф, на окупаемость первой части проекта “Транснефть” выйдет только через 20 лет, подсчитал аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов.

Странно, что сначала начали строить трубу, а потом начинают думать об окупаемости, добавляет Нестеров. Он думает, что если железнодорожные тарифы будут высокими, то нефтяники будут отдавать предпочтение поставкам в Китай – только по трубе, а не на побережье Тихого океана, где придется платить и за железную дорогу. Это будет зависеть и от тарифа, и от рынка, говорит нефтяник. Пока та же “Роснефть” перевозит нефть в Китай по железной дороге (до погранперехода Наушки), тратя примерно $55 за каждую тонну. Но железнодорожные тарифы на перевозку в порты сегодня в разы меньше, говорит эксперт агентства Reuters Александр Ершов.

“Состояние инерции преодолено, около 1000 км [ВСТО] построено, но фронт работы есть” – такими словами открыл вчера заседание правительства, посвященное строительству трубопровода, премьер Михаил Фрадков. Первая нефть по ВСТО пойдет в 2009 г., “Транснефть” уже получила заявки от нефтяных компаний на прокачку 29,8 млн т, сказал замминистра промышленности и энергетики Андрей Дементьев. Но сколько будет стоить транспортировка нефти, пока не ясно. Греф призвал коллег определиться с тарифами в IV квартале. Фрадков его поддержал.

Менеджер крупной нефтяной компании считает транспортные расходы в $50 за тонну нефти приемлемыми. Впрочем, он не верит, что чиновники смогут уложиться в эти рамки. Какой будет тариф на прокачку по ВСТО, по его словам, “Транснефть” еще не объявляла. Если стоимость транспортировки будет больше $50, то государство может субсидировать восточный тариф за счет других направлений или сократить затраты нефтяников за счет снижения экспортной пошлины.

Президент РЖД Владимир Якунин на заседании правительства сказал, что монополия инвестировала уже 14 млрд руб. в расширение железной дороги на Китай, а общий объем инвестиций запланирован на уровне 17 млрд руб. Это позволило увеличить мощности поставок с 10 млн т до 15 млн т за последние два года. “Если вслед за строительством нефтепровода эти объемы нефти будут сняты с перевозки по железной дороге, все планы по возврату инвестиций могут оказаться эфемерными”, – подчеркнул Якунин. Впрочем, один из чиновников Федеральной службы по тарифам говорит, что железнодорожная монополия уже разочаровалась в этом проекте. После переговоров с нефтяниками РЖД поняла, что даже с максимально возможными скидками и сроками договоров не получает тех гарантированных объемов перевозки, чтобы окупить свои затраты на проект.

Представители “Роснефти”, ТНК-BP и “Транснефти” от комментариев отказались, с представителем “Сургутнефтегаза” связаться не удалось.