Моника и медведи


В этом кино немало неожиданных и удивительных вещей. Коротко стриженная Беллуччи, героиня которой усыновила в России монгольского мальчика, ведет “Уазик” по иркутским улицам так, словно всю жизнь только этим и занималась. Мориц Бляйбтрой изображает невероятно сердобольного и благородного эфэсбэшника с печальными глазами – кажется, вот-вот заплачет. Живописные монголы шаманят и довольно внятно общаются с Беллуччи по-русски. Катрин Денев, играющая лидера тайной секты, превращается в медведя.

Причем по отдельности детали убедительны и достоверны – и бедный русский детдом с медведями, нарисованными на стенах, и благоустроенная Франция, и загадочная Монголия, и заброшенная советская лаборатория, и материнская истерика Моники Беллуччи, и атакующие ее компьютерные животные.

Однако, собранное вместе, все это превращается в такой густой мистико-детективный бред, что, кажется, тянет на пародию. Но это, увы, не она.

Режиссер Гийом Никлу чистосердечно пытается пугать тайными обществами и шаманскими обрядами, сосредоточенно путает ясные с первого взгляда сюжетные следы и думает, наверное, что идет путем Романа Поланского. Во всяком случае, и “Ребенок Розмари”, и “Девятые врата” неоднократно вспоминаются в процессе просмотра.

Но в отличие от фильмов Поланского “Братство камня” до дрожи не пробирает ни разу. Даже когда перемазанная, окровавленная и заплаканная Беллуччи ползет по тесной вентиляционной трубе в заброшенной лаборатории, даже когда она с остервенением роет землю, чтобы вырваться из плена или с воплями носится по лесу в поисках сына. Хотя актриса-то как раз старается изо всех сил, поскольку ничего подобного до сих пор не играла.

Режиссер же, сделавший на Беллуччи основную ставку, остается к своей затее довольно холоден. Устроить остроумную игру с жанром ему, похоже, не позволил недостаток изобретательности и цинизма. А поверить в дежурную мистическую чушь и довести ее до безумного абсурда мешает то ли избыток ума, то ли нехватка темперамента.

До сих пор воплощение сюжетов Гранже в кино доставалось людям гораздо более страстным. И по крайней мере первые половины “Багровых рек” или “Империи волков” интриговали и гипнотизировали. А красивейший “Видок” искусно прятал свои секреты до самого финала. Но “Братство камня”, снятое весьма аккуратно, с вниманием к актерской игре и тщательной проработкой фактуры изображения, совершенно безразлично к главному – к тайнам, о которых рассказывает.