Автогонщики


GM после 76-летнего лидерства уступил пальму первенства Toyota, которая в I квартале продала 2,346 млн автомобилей против 2,26 млн у GM. Но второй раунд битвы автогигантов остался за американцами: GM в апреле – июне продал 2,41 млн машин против 2,37 млн у Toyota. Общий счет пока в пользу японцев – за шесть месяцев они продали 4,716 млн автомобилей (на 8% больше, чем за аналогичный период 2006 г.), а GM – 4,67 млн машин (+1,7%).

Успех Toyota ковала на территории GM, который больше всего отстает на родном рынке – американском. Высокие цены на бензин повысили спрос на экономичные машины, а GM проигрывает Toyota в этом показателе. По итогам первого полугодия доля Toyota на рынке США выросла до 16,1%, а у GM упала до 23%.

В России, несмотря на то что бензин стоит дороже, чем в США ($0,73 за литр против $0,66, по данным рейтинговой компании GTZ), Toyota проигрывает GM. По данным комитета автопроизводителей Европейского бизнес-клуба, в первом полугодии в России было продано 84 467 автомобилей марки Chevrolet (включая продукцию СП “GM-АвтоВАЗ”), 27 379 Opel, 601 Cadillac, 354 Saab и 305 Hummer.

Toyota по продажам в России занимает третье место. За полгода в России продано 72 331 машина Toyota и 6944 Lexus. По данным компании, на наш рынок приходится треть всех европейских продаж Lexus. Для Toyota российский рынок – четвертый в Европе.

Активный рост на развивающихся рынках дает руководству GM основания не отчаиваться. “Мы на пути к тому, чтобы по итогам года показать второй лучший результат продаж за почти 100-летнюю историю”, – заявил вице-президент GM Джон Миддлбрук. В первом полугодии в Латинской Америке, Азии и на Среднем Востоке они увеличились почти на 20%, в Европе – на 8,2%, в Азии – на 8,2%. Среди европейских рынков российский для GM пятый по величине.

На результаты продаж Toyota в III квартале может оказать влияние землетрясение, произошедшее в Японии в прошлый понедельник. В наиболее пострадавшем городе Касивазаки располагаются несколько заводов и складов компании Riken, производящей компоненты двигателя и трансмиссии, которые используются более чем в половине выпускаемых в Японии автомобилей. Из-за этого в пятницу Toyota Motor остановила производство на всех 12 заводах в Японии. Сегодня руководители Toyota и Riken должны решить, когда заводы возобновят работу.

Российский рынок зависит не от спроса, а от предложения и, пока у Toyota нет своего производства на территории России, она будет проигрывать здесь GM, считает управляющий партнер компании “Маркетинговые и инвестиционные проекты” Владислав Цветков. В конце 2007 г. Toyota собирается начать сборку Camry на заводе в Ленинградской области (по 50 000 в год). (В подготовке статьи принимала участие Алена Чечель.)