“Автотор” не проедет

М. Стулов

“Автотор” пользуется правом беспошлинного ввоза компонентов для сборки автомобилей по закону об особой экономической зоне Калининградской области. Это уже давно беспокоит другие российские автоконцерны, которые свои проекты по сборке иномарок реализуют на базе постановления о промсборке, принятого в 2005 г. Оно дает право автоконцернам, организовавшим полный производственный цикл (сварка, окраска, сборка), на начальном этапе беспошлинно или с минимальной 3%-ной ставкой ввозить автокомпоненты в Россию. Но со временем автоконцернам придется выбирать, либо вновь ввозить компоненты по повышенным ставкам, либо локализовывать их производство.

“Автотор” таких обязательств на себя не берет. Чиновники решили уравнять автоконцерны в правах, дополнив перечень простых сборочных операций, не отвечающих условиям для получения калининградских льгот, теми, что выполняет сейчас “Автотор”. Постановление об этом премьер Михаил Фрадков подписал 24 мая. Но оно позволило автопроизводителям, работающим в Калининградской области, в течение 10-летнего переходного периода беспошлинно ввозить автокомпоненты без обязательств по углублению локализации, объяснил “Ведомостям” исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин. Так что фактически постановление не лишило “Автотор” льгот, а закрепило их за ним.

В пятницу ОАР направило Фрадкову письмо, указывающее на эту ошибку, рассказал Коровкин. В письме, подписанном руководителями “АвтоВАЗа”, “Северсталь-Авто”, “Камаза”, “Ижавто”, группы “ГАЗ”, ЗиЛа (его копия есть в распоряжении “Ведомостей”), указывается, что постановлением от 24 мая “заложен ничем не оправданный прецедент отхода от принципа создания равных конкурентных условий” и что оно “легализует недобросовестную конкуренцию по отношению к другим российским компаниям”. Это, по мнению членов ОАР, “самым негативным образом скажется как на инвестиционном климате в автомобильной отрасли, в особенности в области производства автокомпонентов, так и на имидже России в целом”. ОАР просит Фрадкова исправить эту ошибку.

Коровкин уверяет, что решение написать письмо было принято на общем собрании ОАР и что у него не было одного инициатора. Представители большинства автоконцернов также говорят, что в письме изложена консолидированная позиция отрасли и добавить им нечего. Гендиректор “Автотора” Валерий Горбунов о письме знает, но от комментариев отказался.

Под письмом ОАР не подписались иностранные автопроизводители (они не являются членами организации). Но Ford и Renault, уже собирающие свои машины в России на собственных заводах, тоже работают по постановлению о промсборке. Представитель Renault Ольга Сергеева от комментариев по поводу письма отказалась, получить комментарии в Ford не удалось.

Аналитик ИК “Капитал” Михаил Пак считает, что российские автоконцерны не зря беспокоятся по поводу привилегированного положения “Автотора”. С апреля 2006 г. калининградская компания собирает модели Chery (Tiggo, Amulet и A-21). “Автотор” вместе с китайцами будет строить новый завод Chery мощностью 200 000 машин в год. “Каждая новая иномарка, собранная в России, – это гвоздь в крышку гроба отечественного автопрома. А Chery к тому же работает в той же ценовой категории (модель Amulet сейчас стоит от 242 000 руб.), что и “АвтоВАЗ”, – отмечает Пак. Китайцы пока не могут похвастаться хорошим качеством, но сознание людей меняется, они предпочитают купить любую иномарку, чем продукцию “АвтоВАЗа”, считает аналитик. А калининградские льготы помогают проекту Chery стать еще более конкурентным, резюмирует он.

Пойдут ли чиновники навстречу ОАР, они не говорят: опрошенные “Ведомостями” сотрудники Минэкономразвития и Минпромэнерго письмо пока не комментируют. Но сотрудник одной из российских автомобильных компаний уверяет, что проект постановления, которое лишит “Автотор” дополнительных льгот с 2008 г., уже готовится. Две недели назад об этом заявил и председатель совета директоров “Автотор-Холдинга” Владимир Щербаков.