ИНТЕРВЬЮ: Владислав Филев, генеральный директор авиакомпании “Сибирь”


– Нет. Может быть, я не являюсь настоящим капиталистом. И в этом смысле я еще не дошел до того, чтобы работать на стоимость компании. Пока я люблю операции. Наверное, самый успешный менеджер, кто занимается стоимостью авиакомпании, – [гендиректор “Аэрофлота” Валерий] Окулов. Когда-нибудь и наша компания будет этим заниматься, но пока я не почувствовал тяги.

ЛЕ-БУРЖЕ – Владислав Филев с нетерпением ждет 2014 г. Олимпиада – само собой разумеется, а еще через семь лет S7 Group получит первый Boeing-787 Dreamliner. “Это самый красивый самолет, который я видел”, – признался Филев, подписывая контракт в конце мая. В 2014 г. он намерен полностью обновить парк S7, пополнив его не только Boeing, но и Airbus. Филев готовится к небывалому росту пассажиропотока внутри России, отодвигая планы по международной экспансии “на потом”. В интервью “Ведомостям” Филев рассказал, зачем отделил бизнес по перевозкам от сервисных подразделений, когда собирается покинуть кресло гендиректора “Сибири” и почему все акции авиакомпании записаны на жену.

– Ожидается, что в 2007 г. государство выставит на продажу свой 25,5%-ный пакет “Сибири”. Купите?

– Всегда вопрос цены. Мы никогда не покупаем дорого.

– Но желание купить госпакет есть?

– У меня – нет.

– А необходимость с точки зрения бизнеса?

– Когда будет велика – купим.

– Но могут и опередить?

– Значит, не повезло.

– А если аукцион объявят на следующей неделе, пойдете?

– У нас сейчас другие задачи.

– Ну да, вы купили много самолетов...

– И это правильно. Сравните: самолет – красота, мощь, а акции – запись где-то в компьютере.

– Сколько вы заключили контрактов на покупку новых лайнеров в 2007 г.?

– На 35 Boeing и 38 Airbus. Из них 20 новых B-737-800, девять А-319 и четыре A-320 мы берем в операционный лизинг. Boeing в лизинг дает компания Cramington, Airbus – ILFC и Cramington на срок от шести лет. 15 самолетов B-787 Dreamliner оформлены в финансовый лизинг. На Ле-Бурже заключили твердый контракт на 25 А-320.

– Действительно ли все кредиты, взятые для покупки самолетов, оформляются на “Сибирь”, а самолеты – на S7 Group? Для чего это делается?

– Кредиты дают тем компаниям, которые берут самолеты. Dreamliner мы взяли на S7 Group, а дальше нам предстоит определиться, кто их будет эксплуатировать – “Сибирь” или, например, S7 Charter. B-737 пойдут на чартерные перевозки, первые 10 поступят в 2010–2011 гг. A-320 предназначены для “Сибири”, ждем их в 2008 г. А пока до погашения кредита каждый самолет будет оформлен на отдельную компанию. Это удобно – для залога.

– Когда будет реализован опцион на 10 B-787 Dreamliner?

– Предполагаю реализовать в 2010 г. или позже. У нас еще опцион на 10 B-737.

– А откуда ресурсы? Кроме авиационного бизнеса чем-то еще занимаетесь? Слышала, что Филевы собираются выпускать собственную алкогольную продукцию и занимаются недвижимостью.

– У нас нет в S7 Group активов, не связанных с авиационным бизнесом.

– А не в группе?

– Тоже нет.

– Сколько берете в кредит? Или хотя бы какую долю от необходимой суммы?

– Финансовая часть сделок – военная тайна. Она настолько военная, что я не имею права сказать цену самолета, по которой его беру.

– Ниже каталожной?

– Да.

– Выгодная скидка?

– Чем дешевле самолет, тем меньше доля, которую я плачу собственными деньгами.

– На какой срок берете кредит?

– На 12 лет. При сроке окупаемости самолета от 12 до 18 лет. Скорее всего момента, когда самолет может перейти из собственности банка в собственность S7 Group, я уже не увижу в этой должности.

– А разве вы хотите уйти с поста гендиректора “Сибири”?

– Я уже десятый год возглавляю компанию. Больше 20 лет вряд ли отсижу.

– Успеете завершить обновление парка?

– Это как ремонт: его завершить нельзя, можно только остановить.

– Airbus-320 будут заменять Ту-154?

– Да, “тушкам” много лет.

– А старые самолеты – в металлолом?

– Да.

– Сколько может дать старый самолет?

– $50 000.

– Всем новым самолетам найдете применение?

– В 1991 г. в СССР пассажиропоток составлял 90 млн человек. Потом был спад в 4,5 раза. Шесть лет назад российские авиакомпании перевезли 20 млн. В этом году ожидается более 40 млн. К 2014 г., когда придет время получать наши “лайнеры мечты”, пассажиропоток может быть 60–80 млн человек. Если будет 80 млн, то единственная проблема, которая у нас возникнет, – дефицит кресел. Возможно, мы попросим Boeing увеличить вместимость самолетов на 40 мест (вместимость заказанных – 246 мест. – “Ведомости”). Кстати, Boeing изменила прогноз, сколько нашему рынку потребуется новых самолетов в ближайшие 20 лет, с 800 на 1000.

– Почему не покупаете российские самолеты?

– Я бы с удовольствием купил МиГ-29, но он не возит людей. А новые пассажирские самолеты нам еще предстоит увидеть и оценить, насколько они будут соответствовать нашей маршрутной сети и планам по ее расширению.

– Есть ли планы строить собственные топливозаправочные комплексы в аэропортах?

– Это другой бизнес, мы хотим сосредоточиться на том, что мы хорошо научились делать, – на авиаперевозках. От непрофильных активов, напротив, избавляемся, новые приобретать не будем.

– Вам нравится зеленый цвет самолетов “Сибири”?

– Да. Я же военный. Кстати, все новые самолеты с завода мы будем получать уже покрашенными в фирменные цвета.

– Говорят, что этот цвет придумала ваша жена Наталья Филева?

– Все придумывают в Лондоне. За это надо просто заплатить.

– Вы именно так поступили?

– Да. Мы придумали только одну настоящую штуку: мы никогда ничего не придумываем сами. Мы обращаемся к самым дорогим консультантам, и они нам все придумывают.

– Ребрендинг “Сибири” оценен в $5 млн.

– Думаю, что это заниженная стоимость. Если считать разработку идеи, покраску, сопутствующие материалы, промоакции, это скорее десятки, чем единицы, миллионов долларов.

– Откуда взяли деньги?

– Приходишь в банк брать кредит на $1 млрд на 12 лет, если тебя не знают, то выставят 9% годовых, а если знают – 8,5%. Нас знают. И 0,5% на этой сумме за 12 лет будут равны $60 млн. Вот и деньги на ребрендинг выкроили.

– А зачем вам ребрендинг?

– Мы выделяемся, привлекаем внимание – и не только пассажиров. В буклете Boeing про Dreamliner есть фотография, на которой самолет выкрашен в наши цвета. Мы об этом даже не знали.

– Про IPO не думаете?

– Нет ли планов приобрести иностранную авиакомпанию и выйти на рынок перевозок других стран?

– Уже проходили. Два года назад продали Armavia. Мы хотим сосредоточиться на России.

– Когда “Сибирь” вступит в международный авиаальянс One World, переговоры с которым ведет авиакомпания? В другой альянс – Sky Team вступить уже нельзя: туда вступил ваш конкурент “Аэрофлот”.

– “Аэрофлот” – скорее старший брат.

– Но лучше с братом в разных альянсах находиться. Тем более со старшим...

– В альянсы нас зовут. Решения еще нет – пока обсуждаем. Пассажирам это даст новые возможности: доступ к самым сложным иностранным маршрутам, скидки и более низкие тарифы на зарубежных рейсах. Альянсам нужна наша уникальная маршрутная сеть – для разлета во все российские регионы через узловые центры “Сибири”. Но чтобы войти в какой-либо альянс, надо летать на международных линиях, как “Аэрофлот”.

– Собираетесь летать во Францию, Великобританию?

– Не пускают. Там “Аэрофлот”, “Трансаэро”, British Airways, Air France – KLM.

– А где у вас регулярные рейсы за границу?

– Китай, Корея, Германия, Черногория, Болгария, Египет, Австрия, Турция, Таиланд, Канарские острова, ОАЭ, все страны СНГ...

– Есть ли направления, куда очень хотели бы попасть?

– В Париж, Лондон очень бы хотели попасть. И конкурировать.

– А возможности есть?

– Желание есть, а возможностей нет. Будем ждать, когда “старший брат” состарится, а мы будем еще молодыми. Мы же еще подростки.

– Как появилась S7 Group?

– Идеально для авиакомпании не иметь ничего [не связанного с перевозками] и на конкурентных условиях покупать запчасти и услуги на рынке, в том числе услуги технической службы, агентов по продаже билетов, компаний, организующих бортпитание и заправку. В Европе все именно так. В России – нет. Два года назад я решил создать квазиконкуренцию внутри группы, выделив [из авиакомпании] сервис в отдельные структуры. Перед ними стоит задача через какое-то время брать не менее 50% заказов от сторонних организаций.

– То есть от конкурентов?

– Да. Наше инженерное подразделение, которое занимается самолетами западного производства [Boeing-737, Airbus-319, -320 и -310], более четверти заказов выполняет для других компаний, в частности “КД-Авиа” и “ВИМ-Авиа”. Но пока главным потребителем услуг является “Сибирь”.

– Когда будет создан технический центр совместно с Lufthansa?

– Специалисты из Lufthansa у нас работают уже давно, регистрацией центра займемся в 2008 г.

– А туристическое подразделение “Сибири”, ставшее в 2006 г. самостоятельным оператором, – S7 Tour тоже работает “на сторону”?

– Туры продаем как через собственную розничную сеть, так и через дистрибуторов. Мы сами продаем не более 20%, чтобы чувствовать рынок. Все остальное идет через турагентства.

– “Сибирь” пользуется услугами S7 Tour?

– Да.

– А скидки для нее есть?

– С “Сибирью” наша розница зарабатывает на 25% меньше, чем если бы она зарабатывала с другой компанией. Но “Сибирь” – самый большой клиент S7 Tour, поэтому она получает самые большие скидки.

– Создание весной компании S7 Charter говорит о том, что рынок чартерных перевозок вам интересен. Какую долю завоевали?

– Наша доля как на регулярных, так и на чартерных рейсах на уровне 13%. “Сибирь” – первая в России по объему внутренних перевозок. В чартерных уступает “ВИМ-Авиа” и “Атлант-Союзу”. Компания уже большая, так что наша доля быстро расти не будет. Только если мы с кем-то объединимся.

– Уже приглядели актив для поглощения?

– Это как любовь. Шел-шел – и вдруг... Мы всегда приглядываемся. Еще не определились.

– Может, типаж опишете?

– Блондинка с зелеными глазами, большой грудью и богатым папой.

– И что же это за авиакомпания?

– “Аэрофлот”. Шутка.

– Не боитесь, что AirUnion станет вторым перевозчиком в России, потеснив “Сибирь”?

– Слухи об этом слегка преувеличены.

– Конкурентом AirUnion считаете?

– Конкурентами считаю всех.

– Нет ли планов по запуску low cost перевозчика?

– Сегодня нет.

– А завтра?

– Не знаю. Но твердо скажу, что low cost перевозчик, какой он на Западе, в России невозможен. Средний билет самых дешевых компаний мира JetBlue, Ryan Air стоит $60, с учетом аэропортовых сборов – $86. Они летают на расстояния до 900 км. Итого 9,5 цента – за кресло-километр. У “Сибири” кресло-километр стоит 8,5 цента.

– Почти 63% акций авиакомпании “Сибирь” записаны на вашу жену. Что предусмотрено в случае развода?

– Я возьму то, что вместится в мою сумку, и уйду.

– А акции?

– И потом мои дети будут говорить, что я их обобрал? У меня двое детей. Младшей дочери семь лет, старшей – 19. Да пусть горит. Я что, себе на жизнь не заработаю?

– Может, что-то на детей оформлено?

– Мама детей точно не обидит. Особенно наша мама.

– То есть в случае развода все акции остаются у жены?

– Она не хотела, я сам настоял. Я уже разводился. Я знаю, что это такое. Я женат второй раз.

– Тогда вы тоже все оставили?

– Да.

– Говорят, что настоящие владельцы “Сибири” – другие люди, а Наталья Филева – номинальный держатель.

– Что мы тогда своим девочкам оставим? Нет, конечно. Это семейная собственность.

– А дочери проявляют интерес? Хочется, чтобы бизнес оставался в семье?

– Старшая проявляет интерес к математике. Она учится на мехмате МГУ. Я предлагал ей идти на кафедру, которая занимается аэродинамикой. Но она отказалась.

– А потом она замуж выйдет. Скажет: “Не хочу этим заниматься”, все придется продавать.

– Мне будет жалко. Но у нее свой выбор.