Искусственное вскармливание


До 1993 г. Алексей Мартыненко следовал семейным традициям. Он вырос в Кемеровской области в шахтерской семье, по совету родных отправился учиться в Москву, в Горный институт. Но продолжить дело родителей ему было не суждено. Во время студенческих каникул он уехал на заработки в Германию, а когда вернулся, создал компанию, не имеющую никакого отношения к шахтерскому ремеслу. В Германии он поливал цветы в офисах местных компаний. Платили по тем временам неплохо. За три месяца ему удалось накопить $1200. На эти деньги он и основал компанию “Мустанг Ингредиентс”, которая поначалу занялась экспортом российской агропродукции. “В начале 90-х молоко в России стоило очень дешево, и многие молочные заводы помимо молока производили и казеин, мы его скупали на заводах и продавали за границу”, – объясняет Мартыненко. К середине 90-х казеиновая идиллия закончилась – цены на молоко выросли, кроме того, молокозаводы научились производить высокотехнологичные и дорогие молочные продукты, например йогурты. Заниматься казеином стало невыгодно. Мартыненко помогли уже наработанные связи. “Мы решили стать дистрибуторами заменителя цельного молока (ЗЦМ) для выпаивания телят”, – говорит он. Стать поставщиком Мартыненко согласилась голландская компании “Нутрифид” (дочернее предприятие компании Campina).

Как сэкономить молоко

Заменителями молока телят выпаивали еще в Советском Союзе, говорит Татьяна Рыбалова, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). С началом перестройки спрос на ЗЦМ упал и объемы производства практически обнулились, продолжает она. Молоко стало дешевле газированной воды и потребность в заменителях исчезла, подтверждает директор племзавода “Заря” (Вологодская обл.) Полиект Подгорнов. Интерес к заменителям вновь стал расти, когда в России заработали современные комбинаты по производству молока, продолжает Рыбалова.

Мартыненко убеждал фермеров в том, что выпаивать телят натуральным коровьим молоком невыгодно. Натуральное молоко стоит 7–10 руб. за литр, а его заменитель – около 5 руб. Поскольку на выпаивание одного теленка в среднем тратится 250 л молока или 25 кг ЗЦМ (разводится в пропорции 1:10), то на каждом теленке можно сэкономить до 1000 руб., пояснял он.

Уговорам поддаются

Животноводы расчетам внимали постепенно. “Мустанг Ингредиентс” начала торговать ЗЦМ в 1996 г. Искать клиентов Мартыненко помогли уже налаженные связи на молокозаводах.

Параллельно “Мустанг Ингредиентс” начала развивать собственную дилерскую сеть в регионах. Сейчас этой сетью охвачена практически вся Россия. “Там, где есть коровы, там мы и продаем ЗЦМ”, – говорит Мартыненко. Партнеров по бизнесу у “Мустанг Ингредиентс” пока нет лишь в Чечне, на Крайнем Севере и в Калмыкии.

“Мы стали официальными представителями компании “Мустанг Ингредиентс” с момента ее существования”, – комментирует директор компании “Мустанг-Сибирь” (Барнаул) Андрей Токарев. Поначалу животноводы относились к заменителю с опаской и говорили, что поили и будут поить телят молоком, а не “буржуйской бурдой”, рассказывает он. Но постепенно даже консервативные аграрии осознали свою выгоду. В ЗАО “Целинное” (Новосибирская обл.) на заменитель перешли около четырех лет назад. “ЗЦМ ничуть не хуже натурального молока, а выгода его очевидна”, – объясняет директор “Целинного” Александр Царик.

Импортные компоненты

В 2001 г. “Мустанг Ингредиентс” вложила около $500 000 в строительство завода для собственного производства заменителя. “Некоторые компоненты мы покупаем в России, а сою и делактозированную сыворотку, которая не производится в России, завозим из Голландии, – говорит Мартыненко. – Обычная молочная сыворотка в России стоит 50 руб. за 1 кг, в Европе – 46 руб. за 1 кг, доставка и таможенная пошлина увеличивает эту сумму до 53 руб. Но зато европейские продукты лучшего качества и проблем с доставкой тоже никогда не бывает”, – подчеркивает Мартыненко. В 1996 г. “Мустанг Ингредиентс” продала около 300 т заменителя, в 1997 г. – 1200 т, в 1999 г. – 1700 т, в 2006 г. – уже 22 000 т.

“Мы тоже используем импортные компоненты”, – говорит Руслан Омаров, генеральный директор компании “Тагрис”, которая производит ЗЦМ уже четыре года. Поводом для начала производства стала покупка трех колхозов. “Мы поняли, что нам нечем кормить телят, – признается Омаров, – увидели, что рынок заменителей не насыщен, импортные продукты дороги, поэтому мы решили делать ЗЦМ самостоятельно. А потом начали этот продукт продавать”. “Тагрис” не единственный конкурент “Мустанг Ингредиентс” на российском рынке . В числе производителей и поставщиков ЗЦМ отраслевой журнал “Агробизнес” называет компании “Молоко”, “Провими”, “Хайфид”, “Спектр”, “Линас Инагра”, “Продинвест”, Вороновский завод регенерированного молока, “Капитал-ПРОК”, “Агророс”. Серьезных конкурентов Мартыненко насчитал около 10. “Как правило, все они работают с поставщиками из Голландии, которые являются лидерами этого рынка”, – комментирует он.

Рынок уперся

Вплоть до последнего времени места на рынке хватало всем. С 2000 по 2006 г. спрос на заменитель рос чуть ли не на 100% в год, а сейчас гораздо медленнее, всего на 10–15%, говорит Мартыненко.

С этой оценкой согласен и исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. Он считает, что спрос на ЗЦМ будет расти на 15% в год, это обусловлено ростом закупочных цен на молоко. “Рынок уперся, – говорит Сергей Ковальков, директор компании “Молторг”, – я считаю, что больше он не вырастет”. “Рынок замер в ожидании передела, – высказывается Омаров из “Тагриса”. – Вскоре должно произойти замещение импортного продукта отечественным”.

Впрочем, поставщики импортного заменителя не унывают. “Я считаю, что в России вообще не создано ни условий, ни технологий для производства качественного ЗЦМ”, – категоричен Александр Родионов, специалист по крупному рогатому скоту компании “Техкорм” (представительство голландского агрохолдинга Nutreco). 90% российского рынка ЗЦМ свободно, уверен он.