Меньше социализма

М. Стулов

На традиционной встрече с членами кабинета министров вице-премьер Александр Жуков рассказывал президенту, как все хорошо в российской экономике – ВВП в первом полугодии вырос на 7,8%, производство – на 7,7%, инвестиции в основной капитал – на 22,3%, реальные зарплаты – на 17,5%. Причем рост двигает не внешняя конъюнктура, а расширение внутреннего спроса, подчеркнул Жуков, и это добавляет уверенности в том, что государство выполнит “необходимое дополнительное финансирование социальных программ”.

“Это говорит о том, что наш бюджет носит социальный характер, – перебил президент Путин и неожиданно добавил: – Я разделяю некоторые замечания Минфина и Минэкономразвития по поводу необходимости усилить внимание к вопросам макроэкономического характера. Если потребуется, посмотрите на возможность корректировки структуры расходов с тем, чтобы нам, выполняя свои социальные обязательства, не нанести ущерб макроэкономическим показателям”.

Президент говорил экспромтом, никаких конкретных предложений экономические ведомства накануне этой встречи не готовили, уверяет источник в Кремле.

Путина расстраивает инфляция – именно на этот показатель прежде всего влияет рост расходов бюджета, предполагает эксперт Центра развития Наталья Акиндинова. Сам же президент две недели назад говорил на встрече с министрами экономического блока, что его “беспокоит рост цен – больше, чем мы ожидали”. По последним данным, которые сообщил председатель Центрального банка Сергей Игнатьев, с начала года по середину июля инфляция достигла 6,3% – при прогнозе правительства на 2007 г. в целом 8%. Министр финансов Алексей Кудрин подсчитал, что каждые 250 млрд руб., потраченные внутри страны, дают 1% к росту цен.

Но экономические министерства не собираются пересматривать ни бюджет на 2007 г., ни впервые принятый трехлетний бюджет. “Фраза имела скорее общий характер”, – считает чиновник одного из органов исполнительной власти: это призыв к тому, чтобы мы не брали на себя новых расходных обязательств и не увлекались дележом дополнительных доходов.

А сейчас дополнительных доходов и нет, поправляет его чиновник Минфина, даже те деньги, что поступили от продажи активов ЮКОСа в пользу Федеральной налоговой службы, уже поделены – и кстати, по инициативе того же президента. Депутаты уже приняли поправки к закону о бюджете на 2007 г., увеличив расходы на нанотехнологии, ЖКХ и дороги. Правда, по словам замминистра финансов Татьяны Голиковой, этих денег оказалось на 100 млрд руб. больше (всего 500 млрд руб.) и их депутаты распределят осенью.

Но допдоходы могут появиться, признает чиновник Минфина: цена на нефть продолжает расти, выправилась ситуация с поступлением НДС, увеличиваются сборы по налогу на прибыль. “В преддверии выборов могут появиться новые масштабные инициативы, и президент хочет обезопасить от них бюджет”, – полагает он и высказывает мнение, что президент имел в виду новый бюджетный цикл на 2009–2011 гг.

А пересмотреть уже взятые на себя обязательства накануне выборов нереально, считает чиновник из Минэкономразвития: нарастить доходы, когда появились дополнительные, – это не то же самое, что сократить расходы, хотя и кажется, что обе операции – манипуляции с параметрами бюджета. Государство берет на себя обязанность заплатить, например, пенсию, объясняет он, поэтому если оно вдруг решает индексировать ее медленнее, чем было записано в законе о бюджете, то пенсионер в соответствии с законом о пенсионном обеспечении может оспорить это решение.

В 2007–2008 гг. на фоне избирательных кампаний никто ничего менять не будет, уверен Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем, – но президент дает понять, что в будущем при необходимости социальные программы могут быть сокращены.

Президент прав в том, что ставит макроэкономическую стабильность во главу угла, говорит главный экономист “Дойче банка” Ярослав Лисоволик: “Смысл увеличивать пенсии, если инфляция увеличивается быстрее?” Угрозы макроэкономической стабильности, конечно, пока нет, но показатель роста цен уже приближается к прошлогоднему, заключает он.