Познавая Новый Свет


Инициатор выставки – Фонд Соломона Р. Гуггенхайма и его директор Томас Кренц специализируются на выставочных проектах большого размаха. Китай за тысячу лет, триста лет американского искусства или просто “Россия!” привлекают внимания больше, чем тематические и персональные выставки (за исключением десятка всему миру известных гениев). Национальные экспозиции легко приурочить к дате, обзавестись для них высокими покровителями, а за ними потянутся серьезные спонсоры, большой бюджет и повышенное публичное внимание.

Выставка “Новый Свет” посвящена 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Соединенными Штатами, патроны выставки – госсекретарь Кондолиза Райс и министр иностранных дел Сергей Лавров, бюджет –$5 млн, спонсоры – Национальная резервная корпорация, Alcoa Foundation и “Интеррос”. На открытие, как это принято на больших выставках Музея Гуггенхайма, Томас Кренц приехал на мотоцикле в компании друзей – голливудских звезд Денниса Хоппера и Джереми Айронса, так скучающие у картин фотографы и телеоператоры наконец нашли свою “картинку”.

Особенность национальных выставок-обзоров – их идейность. Экспозиция отвечает не за художественные достоинства произведений, а представляет страну. В случае американского искусства, как, к слову, и советского, без идеологии не обойтись. Не только потому, что до середины ХХ в. Америка оставалась глубокой художественной провинцией и гениями похвастаться не может, первые президенты Соединенных Штатов художников не жаловали. Каталог приводит слова Джона Адамса, писавшего Томасу Джефферсону в 1816 г., что изящные искусства “от начала истории и поныне, точно продажные девки, ищут, как бы услужить деспотам и угнетателям”, а также “пропагандируют роскошь, изнеженность, разложение и проституцию”. Это понимали и в Старом Свете, но прихотями деспотов восхищались. Правда, американское правительство быстро догадалось поставить искусство себе на службу и направить его на сплочение нации.

Первая половина выставки – это сцены из героической жизни первых переселенцев и ковбоев, парадные портреты Джорджа Вашингтона и индейских вождей, а также виды непокоренной американской природы. Живопись не великая, подражательная, но этнографически занимательная. Потом пойдут картины получше, с явным импрессионистским влиянием, на хороший буржуазный вкус. Но тут надо напомнить, что художники-эстеты предпочитали родине Европу. Великолепный Джон Сингер Сарджент сделал себе блестящую карьеру в Лондоне, и на выставке есть только одна небольшая его работа.

Зато яркость раздела ХХ в. искупает все недоумения первой половины выставки. По ней тоже можно изучать школы и направления: модернизм, абстрактный экспрессионизм (маленькая, но характерная картина Джексона Поллока), минимализм, поп-арт, фотореализм. Известные миру имена (после войны Америка – центр мировой художественной жизни), отличные работы и элегантно выстроенная экспозиция.

Конечно, хочется, чтобы Марк Ротко, Виллем де Кунинг, Энди Уорхол, Джеймс Розенквист и Рой Лихтенштейн были представлены не одной-двумя работами, а ради цветов Джорджии О’Киф были принесены в жертву все картины на тему расовой дискриминации.

Но такое на “Трех столетиях американского искусства” невозможно, выставка представляет демократическую страну, где все художники имеют равные права на место в экспозиции. Осматривать ее – что мчаться на мотоцикле: все время что-то видишь, но мало кого разглядишь.

Правда, великолепную “Ниагару” Джеффа Кунса не пропустишь. Четыре пары гигантских напедикюренных женских ног попирают коробки с пончиками и закрывают собой вид на водопад. Нагло, смешно, ярко и классно написано. Кажется, что фрагмент фрески Микеланджело переведен в фотошопе на язык современного американского искусства.