Клан Вагнеров не сдается


Фактически “Мейстерзингеры” – режиссерский дебют Катарины: две не очень значительные работы в Deutsche Oper в Берлине в текущем сезоне – не в счет. От того, как спектакль дочери Вольфганга Вагнера от второго брака будет принят критикой и публикой (а в Байройт съезжается весь политический, деловой и партийный бомонд, начиная с канцлера Германии), зависит многое. 87-летний Вольфганг уже не в состоянии удерживать вожжи громоздкой колесницы фестиваля: его более чем полувековое безраздельное правление, похоже, подходит к концу. Но так как фестиваль Вагнера – семейное предприятие (так уж исторически сложилось), то ни на одном уровне не собираются эту данность менять: фестиваль должен возглавить кто-то из многочисленного клана Вагнеров.

За трон борются несколько претендентов. Еще несколько лет назад лидером гонки была Ева Вагнер-Паскье, дочь Вольфганга от первого брака. Опытный театральный менеджер, она уже была утверждена на должность административным советом Фонда Рихарда Вагнера. Но отец, Вольфганг, с которым Ева не разговаривает уже 20 лет, в очередной раз помахал своим пожизненным контрактом и заявил, что уходить никуда не собирается. Он собрался оставить хозяйство своей второй жене – Гутруне и их общей дочери Катарине. Фактически Гутруна уже сегодня определяет политику фестиваля. Катарина, сияющая миловидная блондинка с пышными волосами до пояса, в семейные распри не вникает.

С “Мейстерзингерами” Катарина сроднилась, когда ей было пять лет: девчушкой она выступала в эпизодической роли в нестерпимо ходульном спектакле отца. Да и сама опера для здешних мест почти что родная. В получасе езды Нюрнберг, где, по преданию, и происходило состязание мейстерзингеров.

Остальная программа публике знакома. Четырежды пройдет цикл “Кольца Нибелунгов”, поставленный в прошлом году маститым драматургом Танкредом Дорстом, приглашенным на замену после того, как ставить “Кольцо” отказался Ларс фон Триер. Постановка, предсказуемая по видеоряду и тривиальная по концепции, была освистана на прошлогодней премьере. Аплодисментов удостоились лишь дирижер Кристиан Тилеманн и пара солистов.

“Кольцо” – четырехчастный оперный кирпич, – билеты на которое продаются только в комплекте (отдельно на “Золото Рейна” или на “Зигфрида” купить билет нельзя), обвешано справа и слева “одиночными” операми Вагнера. В этом году снят с пробега “Летучий голландец” в постановке Клауса Гута, зато вновь появился уже виденный в позапрошлом году “Тангейзер” Филиппа Арло – красочный спектакль с удивительной машинерией. Четвертый сезон идет в Байройте “Парсифаль” в постановке берлинского хулигана и эпатажника Кристофа Шлингензиффа. А вот “Тристан” блестящего авангардиста Кристофа Марталера исчез, продержавшись лишь два сезона.

Консерватизм Вольфганга Вагнера стал притчей во языцех; его сварливый характер и диктаторские замашки отпугнули от фестиваля ведущих вагнеровских певцов. В их числе Вальтрауд Майер, Рене Папе, Пласидо Доминго. Теперь на фестивале выступают в основном солисты с качественными голосами, но второго ряда; звезд мирового уровня практически нет. Из дирижеров в последние годы в Байройте засветились Пьер Булез и Кристоф Эшенбах. В этом году “Тангейзером” дирижирует раскрученный Фабио Луизи, а “Мейстерзингерами” – Себастиан Вайгле, до недавнего времени Music Director барселонского театра “Лисео”. С будущего сезона он займет аналогичный пост в оперном театре Франкфурта. “Парсифалем” продирижирует Адам Фишер, дирижер достойный, но не сенсационно известный.

Что касается режиссуры, то, уступая нападкам критиков, Вольфганг Вагнер пытается полеветь: замшелая постановочная эстетика в духе ХIХ в. постепенно исчезает из Байройта. Однако, как ни старается интендант заигрывать с радикальной режиссурой, как ни пытается продемонстрировать миру свой идеологический поворот к левизне, ничего у него не выходит. Патриарх семейства Вагнеров никак не может определить меру радикализма в подборе режиссеров, вечно получается перебор. И потому фестиваль в последние годы бросает из крайности в крайность. И все же притягательность места для истинных вагнерианцев, взыскующих “аутентичного Вагнера”, не иссякает: на листе ожидания жаждущие попасть на фестиваль, случается, стоят и по 20 лет.