КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Как спасти “Русснефть”


“Русснефть” просит не путать: она никогда не приобретала никаких активов у ЮКОСа. Да, “Русснефть” вела переговоры с правительством Словакии о приобретении доли в “Транспетроле”, но вела их с письменного разрешения Минэкономразвития, и отказалась от них в пользу “Газпром нефти” – по просьбе ее бывшего президента Александра Рязанова. Да, “Русснефть” купила “Томскнефтегазгеологию”, но не у ЮКОСа, а у депутата Госдумы Максима Коробова. И покупателя не интересовало и не интересует, кто владел предприятием до Коробова.

Эти утверждения содержатся в пресс-релизе “Русснефти”, и мы не ставим их под сомнение. Во всем, что фактов не касается, дело сложнее. Мы не можем знать наверняка, интересует ли прошлая принадлежность активов “Русснефти” чиновников, организовавших дело ЮКОСа.

Но если им все равно, почему “Русснефть” на глазах превращается во второй ЮКОС (налоговая служба выставила ей претензии на более 20 млрд руб. и потребовала взыскать акции предприятия в доход государства; 30% акций “Русснефти” арестованы)? И почему основатель и президент “Русснефти” Михаил Гуцериев стал мишенью правоохранительных органов (ему и его заместителям предъявили обвинения в неуплате налогов и незаконном предпринимательстве, с них была взята подписка о невыезде)? Вероятно, Гуцериев и инициаторы дела ЮКОСа друг друга не поняли – один имел в виду формальную сторону дела, вторые – что-то другое.

Есть ли шанс хоть как-то исправить ситуацию – хотя бы сохранить “Русснефть” и вывести из-под удара ее сотрудников? Наверняка. Вспомним: такой шанс предоставлялся даже основателю ЮКОСа Михаилу Ходорковскому – когда бывший совладелец нефтяной компании, лояльный власти Роман Абрамович предлагал взять управление в свои руки. Предложение не было принято: команда Ходорковского не поверила в Абрамовича в роли “белого рыцаря”.

Путь, который в свое время не выбрал Ходорковский – найти подходящего покупателя и уйти, все еще актуален для “Русснефти” и ее основателя. Но возможных посредников не так много. “Газпром”? В тесном знакомстве с кем-то из нынешних газпромовцев Гуцериев не замечен. Абрамович? С ним, говорят, Гуцериев разругался еще в бытность президентом государственной “Славнефти”.

“Белый рыцарь” Гуцериева – Олег Дерипаска, утверждают несколько человек, знакомых с обоими бизнесменами. Это похоже на правду: они знакомы давно, были партнерами по трасту, владевшему акциями “Славнефти”, оба тесно сотрудничают с Glencore (это основной кредитор Гуцериева и партнер Дерипаски по Rusal). В общем, они не антиподы по мировоззрению. “Русснефть” будет сохранена, Дерипаска получит нефтяные активы, которыми давно был не прочь обзавестись, по выгодной цене (ориентировочно $6,5 млрд), Гуцериев – все, что останется после выплаты долгов, а это немало, около $3 млрд.

Только, клянется своим знакомым в частных беседах создатель “Русснефти”, он никогда больше не вернется в нефтяной бизнес в России: он ему теперь отвратителен.