Бесполезные прогнозы


В 2001–2006 гг. компании из индекса Standard & Poor’s 500, публиковавшие прогнозы, в 65% случаев превышали ожидания аналитиков Уолл-стрит, посчитали эксперты Thomson Financial. Для тех, кто собственных прогнозов не давал, этот показатель составлял 63%. Всего 34% компаний из S&P 500 публиковали в 2001–2006 гг. квартальные прогнозы по прибыли, поэтому данные Thomson Financial косвенно подтверждают главный аргумент их противников: компании сознательно занижают в прогнозах ожидания по прибыли, чтобы потом благополучно их перекрыть.

Но, возможно, инвесторы просто не умеют правильно оценивать прогнозы. Компании, например, могут сообщить аналитикам о новом чудо-продукте или, напротив, о трудностях с транспортировкой. Такую информацию трудно выразить в цифрах, но учитывать ее при оценке компании полезно. “Прогнозы должны информировать об общем положении дел и не обязательно о точных цифрах”, – полагает директор по исследованиям Thomson Financial Майк Томпсон.

Не публикуют квартальные прогнозы, например, Coca-Cola и Merrill Lynch. Во II квартале их результаты превысили прогнозы аналитиков на 4% и 11% соответственно. Публикующая прогнозы Union Pacific превзошла ожидания аналитиков на 2%, а результаты General Electric совпали с прогнозами Уолл-стрит. Но если результаты крупной компании в ту или иную сторону не совпадают с прогнозами, это ощущает весь фондовый рынок США. В прошлую пятницу Google сообщила, что прибыль во II квартале выросла на 28% – меньше прогнозов. А Caterpillar отчиталась о падении прибыли за квартал на 21%. Из-за этого все три основных американских индекса по итогам недели снизились, хотя вплоть до пятницы дружно росли. Dow Jones, накануне впервые пробивший уровень 14 000, в пятницу закрылся на отметке 13 851,08.

Противники квартальных прогнозов не устают повторять, что их публикация заставляет менеджмент концентрировать силы на сиюминутных результатах в ущерб долгосрочному развитию бизнеса. Против прогнозов, в частности, выступают инвестор-миллиардер Уоррен Баффетт и бывший председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Уильям Доналдсон. Квартальные прогнозы “отвлекают менеджмент от важных дел или заставляют мошенничать с цифрами”, утверждает исполнительный директор бизнес-программы Аспенского института гуманитарных исследований Джудит Сэмьюэлсон.

Директор по фондовой аналитике рынка США в S&P Стивен Биггар хотя и против отказа от квартальных прогнозов, но признает, что в S&P к таким документам относятся с долей скепсиса и используют их только вместе с независимой информацией. “Мы считаем, что компания превысила прогноз, если ее результаты лучше консенсусного прогноза на 2% и более”, – отмечает он. Но даже при таком строгом подходе примерно половина компаний показывают результаты лучше ожиданий, добавляет Биггар.

По подсчетам Thomson Financial, с выполнением прогнозов дела лучше обстоят у тех, кто публикует их. Выполнить ожидания аналитиков оказалось по плечу компаниям, публикующим прогнозы, в 24% случаев, а не делающим этого – в 16%. Компании недотягивали до прогнозов Уолл-стрит в 11% и 21% случаев соответственно.

Аналитик по энергетике Oppenheimer Фэйдел Гайт не хотел бы, чтобы ExxonMobil и Royal Dutch Shell начали публиковать квартальные прогнозы, поскольку главный фактор, влияющий на их результаты, – это цены на нефть и газ. Аналитики “чувствуют, как идут дела у компаний”, а результаты в любом случае особенно сильно с прогнозами не расходятся, добавляет он. (WSJ, 23.07.2007, Татьяна Бочкарева)