Конец войне


Представители “Альфа-групп” и IPOC договорились подписать соглашение, по которому обе стороны отказываются от любых претензий друг к другу, касающихся прав собственности в “Мегафоне”, и обязуются отозвать ранее поданные иски, рассказал “Ведомостям” близкий к этому сотовому оператору источник. Информацию подтвердили два источника, близких к “Альфа-групп” и IPOC, – один из них уже поставил подпись под соглашением.

Принципиально стороны договорились, осталось согласовать лишь некоторые детали, уточняет один из источников.

Гендиректор “Телекоминвеста” Максим Горохов сказал, что “первый раз слышит” о мировом соглашении, связаться с директором IPOC Майклом Нортом вчера не удалось. Вице-президент Altimo Кирилл Бабаев и гендиректор “ЦТ-Мобайл” Дмитрий Возианов воздержались от комментариев.

Конфликт между IPOC и “Альфой” вспыхнул в августе 2003 г., когда российская группа приобрела за $295 млн 25,1% акций “Мегафона”. Бермудский фонд IPOC оспорил эту сделку в нескольких международных судах: его представители утверждали, что договорились о покупке блокпакета с его бывшим владельцем – фирмой LV Finance – еще до “Альфы” и даже оплатили сделку.

IPOC не везло. Верховный суд Британских Виргинских островов, где фонд пытался обжаловать покупку “Мегафона” структурами “Альфы”, даже не стал рассматривать этот иск, сославшись на неверно выбранную истцом юрисдикцию. Обращение IPOC в российские суды также оказалось безуспешным: Верховный суд Бермудских островов запретил обеим сторонам участвовать в разбирательстве. Желая подтвердить права на 25,1% “Мегафона”, IPOC обратился в два коммерческих арбитража Швейцарии, но только нажил себе неприятности. В мае 2006 г. цюрихский арбитраж, рассматривавший претензии фонда на основную часть спорного пакета (19,4% “Мегафона”), отказался их удовлетворить, придя к выводу, что бенефициар IPOC – российский министр информтехнологий и связи Леонид Рейман: он якобы отмывал через бермудский фонд незаконно полученные доходы. Сам министр это не раз отрицал.

В марте 2007 г. IPOC отозвал последний судебный иск, в котором требовал признать его владельцем 25,1% “Мегафона”, и возложил надежды на московскую прокуратуру. Та с конца 2004 г. ведет дело в отношении бывшего владельца LV Finance Леонида Рожецкина, открытое ГУВД Москвы по заявлению Майкла Норта. Решения по этому делу до сих пор не вынесено, получить комментарии в прокуратуре вчера не удалось.

Тем временем сам Рожецкин подал в окружной суд Нью-Йорка иск к Рейману. Ссылаясь на закон США “О коррумпированных и находящихся под влиянием рэкетиров организациях”, бывший владелец LV Finance потребовал $500 млн от министра, якобы вымогавшего у него долю в компании “Соник Дуо” (впоследствии – 25,1% “Мегафона”).

Рожецкин – один из участников соглашения “Альфы” и IPOC, правда, пока не подписал его, говорит источник в окружении бизнесмена.

Отзыв взаимных претензий – лишь одно из условий перемирия, утверждает источник, близкий к IPOC. Стороны договорились также о разделе собственности, говорит он, но детали не уточняет.

Источник, близкий к “Мегафону”, заверяет, что 25,1% оператора останутся у “Альфы”, а Гальмонд (называет себя владельцем IPOC и “Телекоминвеста”) планирует выйти из бизнеса, продав активы в “Мегафоне” Алишеру Усманову (владеет 50% “Газметалла” и рядом медиаактивов). Такая сделка обсуждается, но договоренности еще нет, говорит близкий к IPOC источник.

Представитель Усманова отказался от комментариев.

Переговоры о продаже “Мегафона” Усманову начались не случайно: владельцы “Телекоминвеста” и IPOC стремятся избавиться от активов, которые могут создать им проблемы после прихода к власти нового президента, рассуждает Дмитрий Бадовский из Института социальных систем.

Аналитики Deutsche Bank и “Атона” оценивают долю Гальмонда в “Мегафоне” примерно в $4 млрд.