Смешно вспомнить


Строго судить юбилейную выставку в Айдан-галерее не хочется. По самой, надо признаться, человеческой причине – виновницу торжества есть все основания просто поздравить. Умная, светская, знающая свое дело, сумевшая найти стиль галереи – легкий, яркий, в последние годы сознательно инфантильный и гламурный, – Айдан Салахова представляет собой практически идеальный образ галеристки. Она и в коммерческом плане успешна, и против устоев современного искусства не грешит.

В конце концов, и выставка к юбилею галереи получилась довольно нелепой именно в результате лучших побуждений: не обидеть художников, пригласив всех, и показать, как они изменились к лучшему за последние 15 лет. Другое дело, что художники эти оказались слишком разными, чтобы экспонироваться рядом, а некоторые так молоды, что заданной временной дистанции выдержать просто не в состоянии. В 1992 г. они еще не родились как художники.

Все это, честно сказать, превратило экспозицию, занявшую не только пространство Айдан-галереи, но и весь огромный зал “Белого вина”, в бесконечную череду не связанных между собой, не обязательных для просмотра работ, где художнические высказывания чередуются с детским лепетом учащихся художественных школ.

Однако редко бывает, чтобы результат благих намерений не дал бы и чего-то хорошего. На юбилейной выставке Айдан-галереи видно, как относительно время и что 15 лет для отечественного современного искусства – целая жизнь, начатая с нуля.

Конечно, больше повезло старшим, кто полтора десятка лет назад уже не был маленьким. Олег Кулик рядом с новым сверкающим “Глазом” выставил фотографии ставшей уже легендарной скандальной выставки “Из первых рук” в галерее “Риджина”, где все картины держали в руках специально для этого нанятые солдаты. И так хитро продлил свою собственную юбилейную выставку. Дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова рядом с картиной из последнего цикла “Веласкес и фауна” показал маленькие картины, которые они писали, когда были каждый сам по себе. И как бы ни был мил пейзаж с автомобилем Виноградова и смешны портреты Толстого и Достоевского, написанные Дубосарским, большая удача, что художники объединились. Рядом с фотофреской Сергея Браткова “Пасха” стоит его маленькая серенькая фотография.

Те, кто помоложе нынешних лидеров рынка и художественного процесса, в основном занимались в начале 90-х гг. не слишком внятной живописью. Ростан Тавасиев, прежде чем заняться жестокими играми с детскими игрушками, Сергей Шеховцов, до того как стал делать поролоновые скульптуры, Оксана Мась, еще не додумавшаяся обшить модели автомобильных двигателей дорогой кожей, – все они хотели быть просто художниками и старались писать картины. Если бы они и продолжили в том же духе, то к 15-летию Айдан-галереи так бы и остались безвестными.

Выставка, наверное, вдохновляет начинающих художников, она отлично иллюстрирует известное – для успеха надо найти свою счастливую фишку в современном искусстве, а талант достаточно иметь самый скромный.