Танцор на диске


Знаний Квентину Сте-Поле не занимать. Он получил два образования – сначала инженерное, а затем степень MBA в бизнес-школе Solvay в Брюсселе. Карьеру менеджера начал в одной из независимых записывающих студий в Гонконге. Затем перешел в Universal, где занимался стратегическим маркетингом альтернативного музыкального бизнеса. Он принял участие в создании и продвижении сайта Oneasia.com, но выжить инновационному проекту не удалось.

Сте-Поле перешел в подразделение интернет-медиа IBM в Азии. Его клиентами стали компании – производители компьютерных игр из Китая, Южной Кореи, Тайваня. Как-то в командировке в самолете ему попалась статья о популярной многопользовательской игре Halo, выпущенной Microsoft. И Сте-Поле понял, что никто не занимается ничем подобным в Индии. “В тот же день я позвонил партнерам – индийцу Рамешу Анумуконде и американцу Робину Алтеру, и через 48 часов у нас был готов бизнес-план”, – говорит Сте-Поле. Через два месяца он уволился из IBM.

Компанию назвали Kreeda Games, она одной из первых в Индии занялась массовыми онлайновыми многопользовательскими ролевыми играми. Стартовым капиталом стали $250 000, вложенные основателями. Подобрать первых сотрудников помог опыт Сте-Поле в Oneasia.com.

“Сила компании в команде, – говорит Анил Виакара, управляющий партнер Softbank Bodhi Investments. – И люди Kreeda Games психологически готовы к трудностям создания нового бизнеса”. Сильная команда помогла молодой компании привлечь дополнительные инвестиции – сначала от американской издательской империи IDG, а затем и от венчурного подразделения Softbank. Их общий объем превышает $10 млн.

Сейчас компания завершает тестирование первого проекта – многопользовательской игры “Праздник танцев” (Dance Mela). Это адаптированный вариант популярной китайской игры SuperDancer. Персонажам придали индийскую внешность, а китайскую музыку заменили на индийские мотивы.

Цель Сте-Поле – повторить успех китайских коллег. Еще шесть лет назад в Поднебесной никто и подумать не мог о том, чтобы зарабатывать деньги на многопользовательских компьютерных играх. Теперь же более 56 млн китайских домохозяйств пользуются Интернетом, а капитализация одного из пионеров китайской игровой отрасли – Shanda Interactive Entertainment достигла $2,4 млрд. По уровню развития интернет-игр Индия отстает от Китая лет на шесть – в ней всего 2,3 млн пользователей широкополосного Интернета.

И это не единственная проблема, с которой может столкнуться Kreeda Games. По оценкам индийской исследовательской компании Internet & Mobile Association of India, объем рынка онлайновых компьютерных игр составляет всего $5,2 млн. Интернетом пользуется лишь 3% населения страны. А индийский средний класс помешан на образовании и скептически относится к компьютерным играм.

Если по этим или другим причинам “Праздник танцев” не станет хитом, у Сте-Поле в запасе есть еще несколько козырей. “Мы намерены продвигать эту игру, а затем следующую и следующую, пока рынок наконец не взорвется”. (FT, 17.07.2007, Ирина Окунькова)