13 пятниц на неделе


Фестивальная карта большого кино похожа на схему железных дорог: четыре крупных узла (Берлин, Канны, Венеция и Торонто) и россыпь станций поменьше (Роттердам, Локарно, Москва, Карловы Вары, далее везде). Фестивали жанрового кино – так обычно называют триллеры, хорроры и т. п. – напоминают скорее ночной поезд: два светящихся в темноте прожектора и отдельные огоньки вдали. У жанрового кино только два крупных фестиваля. Первый – BIFFF – проходит в начале апреля в Брюсселе, а второй – “Фантазия” – в конце июля в Монреале.

“Фантазия” начиналась в 1996 г. как фестиваль азиатского кино, но уже через год амбиции фестиваля выросли и он начал показывать не только фильмы с Дальнего Востока, но и триллеры. Это и позволило Монреалю вырваться в лидеры: фестивалей такого рода в Америке на тот момент фактически не было, а спрос на них, как оказалось, был.

Именно здесь в 1997 г. впервые за пределами Азии показали фильм Такеси Миике “Фудо”. Здесь же прошли международные премьеры “Звонка” Хидео Накаты, “Вампиров Джона Карпентера” и первого корейского блокбастера “Шири”.

В этом году на фестивале показывали новые фильмы теперь уже знаменитых японцев Миике, Цукамото и Киеси Куросавы, но главный приз жюри получили не они, а картина “Воспоминания о Мацуко” их менее известного соотечественника Тецуи Накашимы. Накашиме 48 лет, но он снял всего четыре фильма. Минимальная известность пришла к нему всего три года назад, после показа фильма “Девочки-камикадзе” на той же “Фантазии”. Можно надеяться, что после выхода “Воспоминаний о Мацуко” известность превратится в славу.

Случаи, когда жюри крупного международного фестиваля присуждает первый приз действительно лучшему фильму, можно пересчитать по пальцам, но “Воспоминания” – как раз такое исключение. Картину можно назвать японским ответом “Амели”: она тоже иллюстрирует историю молодой девушки конфетным, кичевым видеорядом. Но если “Амели” – сладкая сказка со счастливым концом, то “Воспоминания” – предельно жесткая история сломанной жизни. Этот контраст между формой и содержанием действует гораздо сильнее обычной мрачной стилистики фильмов о тяжелой женской доле.

Лучшие фильмы на “Фантазии” выбирает не только жюри, но и публика. Причем зрители – сразу в двух категориях: лучший европейский/североамериканский и лучший азиатский фильм. В первой победителем стала лента “Секира” американца Адама Грина. Эта низкобюджетная пародия на фильмы ужасов заставляла зал давиться от хохота, но меня оставила абсолютно равнодушным. Наверное, чтобы полностью оценить весь юмор истории о том, как латексный монстр с топором гоняется за карикатурными туристами, надо быть гораздо более преданным поклонником этого жанра.

А вот народный выбор лучшего азиатского фильма никаких вопросов не вызывает. Таиландский “13: Игра смерти” – действительно прекрасное кино. Режиссер Ма-Дью Чукиацаквиракул снял очередной фильм о том, как безобидный клерк выполняет странные (и с каждым разом все более опасные) инструкции, получаемые от неизвестных. Казалось бы, после “Игры” и “Олдбоя” ничего нового про подобные игры сказать нельзя, тема закрыта. Но “13: Игра смерти”, пусть она и не так красива, как ленты Дэвида Финчера и Чхан Ук Пака, не уступает им в сюжетной изобретательности и к тому же кажется гораздо более реальным, психологически точным и оттого гораздо более страшным фильмом.

“Фантазия” уже стала стартовой площадкой для международной популярности Хидео Накаты и всего жанра японского хоррора. Очень может быть, что она сделает то же самое и для Чукиацаквиракула. Говорят, что братья Вайнштейн, у которых чутье на культовый успех, уже купили права на римейк.