ИНТЕРВЬЮ: Витторио Мерлони, основатель Indesit Company


ФАБРИАНО – Витторио Мерлони 74 года. Этот невысокий, элегантный человек, в очках, с исключительно хорошими манерами, сам встретил меня на пороге штаб-квартиры Indesit Company, расположенной в небольшом итальянском городке Фабриано. Всем, что у меня есть, я обязан отцу, говорит Мерлони. Картинами и фотографиями Мерлони-старшего увешан весь офис его сына. Аристиде Мерлони, в честь которого появился бренд “Аристон”, начинал бизнес в 1940-х гг. с производства весов. Сегодня три сына знаменитого отца продолжают его дело. Прибыль от него Витторио тратит на дорогие увлечения. Помимо произведений искусства он коллекционирует “Феррари” и недвижимость – у него есть дома в Милане, Риме, на Сардинии, в Нью-Йорке, Лондоне и на малой родине, в Фабриано. А вот кто из детей самого Витторио Мерлони продолжит семейный бизнес, он пока не решил.

– Как начался бизнес семьи Merloni?

– Мой отец, Аристиде Мерлони, был родом из бедной крестьянской семьи. Он изучал инженерное дело и в 1930 г. основал собственную компанию по производству весов, этот бизнес не требовал больших вложений. И добился успеха – в 40-х гг. Merloni контролировала более 60% рынка весов в Италии. Позже к производству весов добавились газовые баллоны, газовые плиты, стиральные машины и остальная кухонная техника. Сам отец руководил бизнесом около 40 лет, а в 70-х гг. компания была разделена на три части между сыновьями – мною, Франческо и Антонио. Так появились фирмы Antonio Merloni SpA, которая производит весы и газовые баллоны, Merloni Termosanitari – выпуск водонагревателей и ванн и моя – Merloni Elettrodomestici – плиты, холодильники и стиральные и посудомоечные машины. Но тогда это была еще одна компания с тремя направлениями бизнеса. После гибели отца в автокатастрофе зимой 1970 г. каждый из братьев основал на базе своего направления отдельную компанию, и теперь мы принимаем решения сами. Однако у меня есть 5% в Termosanitari, а у моего брата Франческо – 4% моей компании Indesit Company.

– В 1987 г. вы разместили 30% акций компании на бирже. Кто контролирует компанию сейчас?

– Крупнейшие акционеры – я (41%), моя сестра Эстер (11%) и брат Франческо (4%). 31,42% акций находится в свободном обращении, крупнейшие институциональные инвесторы – ING Investment Management (2,16%), Amber Capital (1,99%), 9,72% – казначейские.

– Вы основатель компании, а с 2004 г. председатель совета директоров фирмы. Какие у вас полномочия, насколько вы вмешиваетесь в оперативное управление компанией?

– Я сторонник строгого бизнес-планирования и разграничения полномочий. Большую часть работы выполняют менеджеры. В компании у нас существуют пятилетние планы, которые мы дополняем каждый год, они формируются и менеджерами, и акционерами. Распределением бюджетных средств занимаются менеджеры. Сейчас компания значительно выросла: по всему миру у нас открыто 24 торговых представительства, работает 18 фабрик, в компании 17 000 сотрудников. Ежегодно мы выпускаем 15 млн единиц бытовой техники, 60 000 человек каждый день в мире покупают продукты Indesit Company.

– Довольны ли вы итогами прошлого года?

– Абсолютно. Чистая прибыль Indesit Company за 2006 г. выросла на 51% до 76 млн евро. Объем продаж увеличился на 6% до 3,2 млрд евро. Показатель EBITDA вырос на 14,9% до 303 млн евро. Чистые финансовые обязательства уменьшились на 18% до 424 млн евро. Удачный год. К слову, последние 30 лет компания ни разу не работала в убыток.

– Просмотрев финансовые отчеты вашей компании, я обнаружила, что 2005 год не был для Indesit Company удачным, – показатели по обороту снизились до 3 млрд евро против 3,17 млрд евро в 2004 г., прибыль упала практически на 50% до 50,4 млн. С чем это связано?

– 2005 год был труднейшим: подорожала сталь, и это негативно отразилось на производителях белой бытовой техники. Упадок европейского рынка привел к настоящему производственному буму в Китае. Конечно, не обошлось без последствий, но мы справились с ними уже во II квартале [2006 г.]: провели реорганизацию с тем, чтобы повысить эффективность менеджмента, инвестировали в исследования, чтобы создать еще более инновационный и высококачественный продукт. Кроме того, мы нашли способ обезопасить себя от нового повышения цен – заключили договор с поставщиками на весь 2006 год

– Оборот Indesit в прошлом году составил 3,2 млрд евро, а какую долю в продажах компании занимает Россия? Насколько этот рынок важен для Indesit, ведь в последних отчетах компании особое внимание уделялось рынкам Китая и Индии?

– Indesit Company – участник рынка России и стран СНГ с 1974 г. Это стратегическая площадка для нас: она занимает в продажах компании около 20–25%, и более половины этого оборота приходится на Россию, а это 2,5 млн изделий ежегодно, 1 млн из которых импортируется в другие страны. Наша работа в России сегодня стабильна и перспективна, мы будем посильно способствовать интеграции страны в Европейский союз. При этом мы не намерены упускать шанс войти на новые рынки – в Китае производство уже запущено, скоро будет начат выпуск нашей продукции и в Индии.

– Пару лет назад вы обещали, что Indesit догонит по объемам продаж основных конкурентов – Bosch und Siemens Hausgeraete (BSH) и Electrolux. Это удалось сделать? Какие у вас троих cейчас доли рынка в Европе?

– Сегодня рынок бытовой техники так называемой большой Европы [включает страны Европы и Россию] поделен так: лидирует концерн BSH – 16,3%, Indesit Company занимает 13,8%, Electrolux – 12,3%, 9,1% у Whirlpool и 6,7% у Arcelik. Однако если взять показатели по отдельно стоящей технике, то доли распределены иначе: Indesit Company – 15,4%, BSH – 13,2%, Electrolux – 11,3%, Arcelik – 9,2%, Whirlpool – 7,9%.

– Каковы конкурентные преимущества Indesit, позволяющие держать такие высокие позиции?

– Наши приоритеты в конкурентной борьбе – это инновационный подход, бережное отношение к окружающей среде и дизайн. С каждым годом мы вкладываем все больше средств в исследования новых материалов и технологий, чтобы функциональность и дизайн продуктов постоянно совершенствовались. Последние новинки – стиральные машины Moon и Aqualtis, вышедшие под брендами Indesit и Ariston, удостоились международных наград: Moon – за инновативность, а Aqualtis – за экологическую безопасность.

– Говорят, что в России рынок электроники и бытовой техники стагнирует. Пересматривали ли вы планы по развитию компании в России? В силе заявления о намерениях создать вокруг липецкого предприятия особую зону из заводов, которые бы обеспечивали Indesit комплектующими?

– Особой стагнации в России мы не наблюдаем. Наша техника востребована, и главным доказательством этому служит намерение расширять производственный комплекс в Липецкой области. К заводам по производству холодильников и стиральных машин компания намерена добавить производство кухонных плит. Инвестиции в проект оцениваются в $30 млн. Строительство предприятия мощностью более 1 млн плит в год планируется начать в ближайшее время.

– Как вам удалось добиться такой поддержки Сильвио Берлускони – он даже приезжал на открытие липецкого производства Indesit? Правда ли то, что вы хорошо знакомы?

– Да, мы с ним давние приятели. Он предприниматель, медиамагнат, мы сотрудничали с его компанией в сфере рекламы. Хотя с ним надо все время держать ухо востро. Однажды мы с Сильвио решили в складчину купить частный самолет. Сделка состоялась, и я позвонил ему, чтобы спросить, когда я могу воспользоваться нашим самолетом. Он мне ответил, что самолет находится на небольшом ремонте в Париже, потом-то я выяснил, что он в это время перекрасил машину в цвета своей компании. Пришлось мне купить себе новый. И почему из всех итальянцев женщин интересует именно синьор Берлускони? Впрочем, если у вас есть желание появиться на обложках всех газет и журналов мира, я могу вас познакомить.

– Спасибо, не надо, мне хорошо и в “Ведомостях”. Лучше скажите, собираетесь ли вы продавать за рубежом технику российской сборки, нет ли желания сделать российский бренд Stinol глобальным?

– Пока таких планов нет, все наши предприятия в мире производят продукцию для внутреннего рынка. Россия здесь исключение, мы импортируем технику, произведенную в России, в страны Балтии и на Украину. К тому же пока производственные мощности Stinol недостаточны для выхода на международный рынок.

– А каков ваш прогноз по развитию рынка бытовой техники на ближайшие пять лет?

– Конкуренция будет возрастать, чтобы не отставать от конкурентов, мы будем активно инвестировать в материальные и нематериальные активы. Я уверен: чтобы выжить на рынке, просто хорошего продукта недостаточно – бытовая техника должна не просто исправно работать, она должна быть инновационной.

– Вы продолжили дело отца, а ваши дети работают с вами, кто-то из них продолжит семейный бизнес?

– У меня четверо детей – Мария Паула, Антонелла, Аристиде и Андреа. Все они акционеры Indesit, но в управлении не принимают участия. Каждый занят своим делом. Например, Андреа очень любит мотоциклы. Он руководит компанией по производству мотоциклов Benelli и владеет дочерней компаний Indesit – Wrap, которая занимается разработкой технологий беспроводной связи для бытовой техники. Антонелла специализируется на финансовых операциях, в свое время она была топ-менеджером одной из крупнейших финансовых компаний в Италии Cofiri. Сегодня она руководит другой “дочкой” Indesit – факторинговой компанией Faber Factor. Аристиде увлечен интернетом и работает в компании motonline.com. У Марии Паулы есть агентство MCP, которое организует корпоративные мероприятия по всему миру, к тому же она акционер кинокомпании Cinecitta. Но о том, кто из них продолжит мой бизнес, я пока не думал.