ЦИФРА НЕДЕЛИ: 8 копеек. Платный урок


Акции ВТБ в понедельник вечером стоили всего 13 руб. 52 коп. Это значит, что граждане, которые в мае заплатили за каждую акцию 13 руб. 60 коп., за три месяца потеряли 8 коп. с каждой бумаги. Немного, но неприятно. Особенно для тех, кто покупал акции, руководствуясь исключительно красивой рекламой о прекрасном банке, который работает в России, СНГ и даже Западной Европе. И, конечно, рассчитывал неплохо заработать. Сколько таких инвесторов было среди 131 000 граждан, вложивших в банк около $1,5 млрд, сказать невозможно. Полагаю, что большинство.

Вряд ли эти 130 000 человек изучали отчеты аналитиков инвестбанков. Никто им просто не дал такой возможности, да и не надо было. Неквалифицированным инвесторам (это не высокомерие профессионалов, а принятый среди них термин) разумно вкладывать деньги не в конкретные бумаги, а в ПИФы или отдавать их профессиональным управляющим. Но вышло как вышло. Вложились, да еще во время IPO, когда поведение акций максимально непредсказуемо. Если рынок продолжит свою стагнацию или немного упадет, то ничего страшного не случится. Наоборот, гигантское число наших сограждан получат хороший и, возможно, бесплатный урок игры на фондовом рынке.

Если же стоимость акций ВТБ упадет процентов на 10–20, то частные инвесторы захотят, чтобы за это кто-нибудь ответил.

Не думаю, что забота о деньгах примерно 0,1% населения страны может хоть как-то изменить нынешнее взаимоотношение власти и рынка. Не будет государство поддерживать акции ВТБ из электоральных соображений. Не будет оно это делать и из соображений престижа. Просто потому, что на поддержку котировок “Газпрома”, Сбербанка, “Роснефти” и ВТБ при резком падении всего рынка может не хватить и полстабфонда.

Поэтому отвечать скорее всего придется менеджменту. Думаю, что президент ВТБ Андрей Костин не лукавит, когда говорит, что сначала смотрит на котировки акций своего банка, а уже потом слушает гудки в аппарате правительственной связи. Если за счет увольнения Костина нужно будет вернуть симпатии 130 000 семей, их вернут.

Что ж, тем лучше для банка и его акционеров. В конце концов, задача менеджмента именно в этом и состоит – повышать стоимость компании. Пусть даже из столь странных соображений, как поддержание всеобщей любви к президенту.

Единственное, что смущает в таком раскладе, – это акции EADS. Большинство аналитиков считают, что ВТБ покупать эти бумаги не стоило. Проблем у европейских авиастроителей сейчас много, и не факт, что банку удастся выйти из этой в первую очередь политической сделки в плюсе (у ВТБ – 5% акций EADS). Однако для российского президента еще один шаг на пути к сверхдержаве (а увеличение доли в EADS, допустим, до 25% таким шагом будет) может показаться более привлекательным, чем любовь 130 000 граждан.