Рекорды и огорчения


Цифры слегка лукавят: 61-й фестиваль в Авиньоне не стал самым массовым. Но спрос (было продано около 100 000 билетов) действительно почти совпал с предложением (107 000), ограниченным по сравнению с предыдущим годом (140 000). Le Mond с удовлетворением отмечает, что даже гигантский Почетный двор Папского дворца – главная фестивальная площадка, где ближе к концу трехнедельного марафона обычно остается много пустых мест, – в этом году успешно заполнялся до самого финала, на который пришлись показы “Короля Лира” в постановке Жан-Франсуа Сивадье, признанного газетой одной из удач фестиваля.

Le Figaro оценивает ситуацию иначе: ограничение числа билетов толкает публику от основной программы (in) в неофициальную (off), считает газета, решительно вынося этот вывод в заголовок статьи: “Авиньон: in чахнет, off укрепляется”. Причем не только количественно (в этом году на спектакли off-программы было продано более 710 000 билетов), но и качественно: на взгляд Le Figaro, никогда еще в этой части фестивальной афиши не обнаруживалось столько талантов.

С другой стороны – увы, – никогда еще off не терял так явно своего обаяния. В отличие от респектабельной основной программы, само участие в которой – достаточная рекомендация, оff всегда работал на саморекламе: в течение фестиваля весь город обычно завешан, засыпан, завален плакатами и листовками театров, самостоятельно арендовавших авиньонские площадки; их агенты в карнавальных костюмах – самая живописная часть здешнего пейзажа. В Генуе, говорил чеховский доктор Дорн, “прекрасная уличная толпа”. Он просто не был в фестивальном Авиньоне.

Но в этом году на стихийном рекламном карнавале объявили как минимум антракт: городская администрация резко окоротила уличные шалости. Город лишился изрядного числа своих сезонных сумасшедших, публика загрустила, газеты удрученно пошутили насчет тишины авиньонских ночей (раньше-то тут всегда куролесили до утра).

Да что там ночи: “общее впечатление разочарования, неудовлетворенности тем парадоксальнее, что значительные спектакли шли друг за другом все три недели”, недоумевает Le Mond, подводя общий счет фестивальным удачам: по крайней мере восемь на три десятка постановок основной программы. В числе фаворитов газеты – Валер Новарина со спектаклем по собственной пьесе “Неизвестный акт”, Жан-Франсуа Сивадье с шекспировским “Королем Лиром”, бельгийцы Гай Кассье и Том Ланойе с постановкой по мотивам “Мефисто” Клауса Манна, а также Жанна Моро и Сами Фрей, заворожившие публику простым чтением “Квартета” Хайнера Мюллера на гигантской открытой сцене Почетного двора.

А еще – “Молчание коммунистов” Жан-Пьера Венсана по текстам трех членов итальянской компартии, шестичасовые “Ангелы в Америке” одного из лидеров новой польской режиссуры Кшиштофа Варликовского, коллективный спектакль Nine Finger хореографов Фумийо Икеды, Алана Плателя и Бенджамина Вердонка. И наконец, эпические, идущие больше восьми часов “Мимолетности” (Les Ephemeres) – новая постановка Театра Солнца Ариан Мнушкиной, которую всегда называют в числе тех, кто создавал историю Авиньона и всего французского театра второй половины ХХ в.

Практически тот же список – у Liberation, называющей в числе особенностей программы почти полное отсутствие танца: даже у таких известных хореографов, как Саша Вальц и Алан Платель, “надо очень сильно постараться, чтобы его обнаружить”.

А статистика и вовсе говорит о том, что Авиньон-2007 был скорее фестивалем новых текстов: по сообщению дирекции, две трети пьес основной программы были либо недавно написаны, либо впервые показаны на французской сцене. (В их числе оказалась и одна российская – “Бытие № 2” Ивана Вырыпаева в постановке болгарина Галина Стоева, упомянутая Le Mond среди работ, не дотягивающих до уровня событий, но тем не менее вызвавших у публики живой интерес.)

Таков результат совместного выбора дирекции и “приглашенного артиста” (artiste associe) Фредерика Фисбаха – не только хедлайнера Авиньона-2007 (говоря языком рок-фестивалей), но и человека, отвечавшего в этом году за концептуальную направленность программы.

Приглашение Фисбаха, похоже, и стало главной ошибкой директоров Венсана Бодрийе и Ортанс Аршамбо. В самом начале фестиваля он показал в Папском дворце спектакль по “Листкам Гипноса” Рене Шара, поэта и абсолютно символичного для Авиньона героя: основатель фестиваля Жан Вилар признавался, что идеей обязан именно ему. Естественно, постановка была одним из самых ожидаемых фестивальных событий (помимо прочего, у Шара в этом году 100-летний юбилей). А провал – громким и, как подчеркивает Le Mond, широко признанным. Зато выбор “приглашенных артистов” 2008 г. обнадеживает – ими станут блестящая актриса Валери Древиль, известная нам по спектаклю Анатолия Васильева “Медея: материал”, и итальянский режиссер Ромео Кастеллуччи, театральный алхимик и мистик. Ключевым словом будущей программы, как пишет Le Mond, будет “тайна”.