Самый дорогой проект

М. Стулов

Volkswagen несколько лет не решался начать свой проект в России, но в октябре прошлого года заложил-таки первый камень в фундамент завода в Калужской области. Его мощность составит 115 000 машин в год. Отверточная сборка первой модели – Skoda Octavia – начнется уже осенью этого года.

Решение по другим моделям пока не принято, но руководство автоконцерна прошлой осенью обещало, что под Калугой планируется запустить в производство еще и специально разработанный для России автомобиль на базе Volkswagen Polo, а также Volkswagen Passat и Skoda Fabia. С тех пор в Volkswagen детали российского проекта держат в секрете.

Некоторыми из них поделился Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Совет директоров ЕБРР рассмотрит 4 сентября вопрос финансирования российского завода Volkswagen, говорится в размещенном вчера на сайте банка сообщении. Из этого же сообщения следует, что Volkswagen оценивает стоимость калужского проекта в 1,042 млрд евро. Большую часть этой суммы немцы привлекут в виде кредитов. ЕБРР планирует синдицировать для этого проекта 750 млн евро, из которых 250 млн евро предоставит сам. Еще 30 млн евро ЕБРР внесет в оплату своей доли в ООО “Фольксваген Рус”, которое занимается строительством завода. Из сообщения ЕБРР следует, что весь уставный фонд этого ООО составит 292 млн евро, значит, доля ЕБРР в проекте будет равна 10,3%.

Получить комментарии Volkswagen вчера не удалось. Представитель ЕБРР Ричард Уоллес лишь подчеркнул, что решение о финансировании пока не принято.

Для ЕБРР завод Volkswagen будет не первым проектом в автопроме в России. В 1990-е банк сотрудничал с “Камазом”; свой 6,8%-ный пакет акций в нем он продал лишь в 2005 г. С 2001 г. ЕБРР владеет и 17% акций СП “GM-АвтоВАЗ”.

Банк участвует и в новых проектах. В 2005 г. он стал владельцем 20%-ной доли в компании Toyota Motor Manufacturing Russia, предоставив ей $15 млн на строительство завода в Петербурге общей стоимостью $150 млн. А в июне стало известно, что ЕБРР поможет строить завод в Петербурге и General Motors, организовав ее петербургской “дочке” – ООО “Дженерал Моторс Авто” – кредит в $150 млн.

Проект Volkswagen может стать одним из самых крупных для ЕБРР в России и одним из самых крупных в российском автопроме, говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Больше будет стоить разве что совместный проект Magna и “АвтоВАЗа” по строительству нового завода в Тольятти и запуску в производство новой модели класса С – $2 млрд.

Volkswagen намерен глубоко локализовать проект. Руководство Volkswagen ранее уже заявляло, что по мере развития проекта на выпускаемые в России компоненты будет приходиться 60–70%. Отсюда и берется такой объем инвестиций, считает эксперт по автопрому компании A.T. Kearney Евгений Богданов. По его мнению, на строительство самого завода полного цикла уйдет около 300 млн евро, 500 млн евро – на строительство двигательного завода и еще 200 млн евро – на инвестиции в локализацию автокомпонентов.

Немцы намерены привлечь в Россию и своих традиционных поставщиков: работать они будут в технопарке “Грабцево”, под который калужские власти зарезервировали смежный с площадкой завода участок в 400 га. Первый поставщик, приехавший в Калугу вслед за Volkswagen, уже известен – это компания Sitech. Она будет выпускать сиденья, пластиковые панели приборов, а может быть, и выхлопные системы, рассказал один из калужских чиновников.