Toyota переезжает Lada

Д. Гришкин

В этом году Toyota, по данным тольяттинского агентства “Автостат”, продаст в России автомобилей на $5,45 млрд (12,2% рынка), а продажи Lada составят $4,68 млрд (10,5%). Японских машин продается меньше, но они дороже, объясняет директор “Автостата” Сергей Целиков. Его прогноз на год – около 160 000 Toyota по средней цене $34 000 и более 600 000 Lada в среднем по $7800. Столь низкая цена объясняется дешевизной “классики”.

С его выводами согласны другие эксперты, хотя их прогнозы российской выручки двух концернов несколько отличаются. Аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко ожидает, что в России будет продано Lada на $4,7–4,8 млрд, а Toyota – на $5,6 млрд.

Перегнать Lada в этом году Toyota не удастся, но она может заработать на российском рынке столько же, сколько “АвтоВАЗ”, считает эксперт по автопрому A.T. Kearney Евгений Богданов. По его оценке, россияне купят около 140 000 Toyota на $4,5 млрд – примерно столько же, сколько выручит “АвтоВАЗ” за 630 000–640 000 автомобилей. Богданов исходил из средней цены Toyota $32 000–33 000, которую подсчитал, исходя из продаж компании за первые четыре месяца. Toyota и “АвтоВАЗ” получат с российского рынка по $4,3 млрд, полагает президент автоторговой компании “Лада-Фаворит” Владимир Попов. Правда, он сомневается, что “АвтоВАЗ” сможет продать в этом году более 600 000 машин.

Представитель “АвтоВАЗа” подтвердил “Ведомостям” план на этот год – более 600 000 автомобилей. Он отметил, что во II квартале продажи завода на внутреннем рынке выросли на 40% и за полгода составили 290 000 машин, а в июле было продано еще 60 000. Среднюю цену Lada он не назвал, предложив подсчитать ее, исходя из плана: 60 000 Kalina по $9800, 200 000 “десяток” и Priora ($11 000), 200 000 Samara ($9000) и 200 000 “классики” ($5600). Получилось $8600.

Представитель Toyota Татьяна Русакова не стала комментировать прогнозы экспертов и называть планируемые объемы продаж в 2007 г., но согласилась, что Toyota может продать в 2007 г. около 160 000 автомобилей.

Иномарки обогнали “АвтоВАЗ” по выручке в 2003 г.: $4,8 млрд против $3,7 млрд. В прошлом году они перегнали Lada по числу проданных машин: “АвтоВАЗ” продал в России 625 000 машин, а новых иномарок, включая произведенные внутри страны, было продано 1,008 млн. Но до сих пор речь шла только обо всех иномарках, вместе взятых, теперь же взять верх над “АвтоВАЗом” удалось одной Toyota, хотя и в денежном выражении, говорит Чуйко. Впрочем, у Toyota и Lada совершенно разные покупатели, отмечает он. Именно поэтому сравнивать показатели Lada и Toyota не имеет смысла, настаивает представитель “АвтоВАЗа”, поскольку они продаются в разных ценовых сегментах.

Проблема “АвтоВАЗа” – его продажи не растут вместе с рынком, как у других производителей, отмечает Чуйко. И в этом, и в следующем году он выручит от продажи своих автомобилей в России столько же, сколько год назад, а число проданных автомобилей может даже снизиться. Разработка автомобиля класса C, который завод начнет выпускать совместно с канадской Magna в 2009 г., позволит заводу удержать свою долю рынка, возражает представитель автозавода.

Шансов вернуть лидерство у “АвтоВАЗа” нет, уверены эксперты, уже на следующий год по объемам выручки он окажется на 4-м или даже 5-м месте. В 2007 г. 3-е место, по прогнозам “Автостата”, займут Ford ($3,34 млрд, 7,5% рынка) и Chevrolet ($2,4 млрд, 5,4%). Вместе с Toyota они займут первые три строчки в 2008 г., уверен Богданов. В 2008 г. Ford с выручкой $4,5–5 млрд перегонит “АвтоВАЗ”, уверен Чуйко. Другими претендентами на лидерство в 2008 г. он считает Mitsubishi, Nissan и Chevrolet (правда, с учетом продукции “GM-АвтоВАЗа”).

Представитель Ford Екатерина Кулиненко не раскрыла ожидаемый объем выручки в 2007 г., отметив, что Ford планирует продать в России 150 000 автомобилей.