Заначка на $1 млрд


В бюджете 2008 г. доходы определены в 6,644 трлн руб., в том числе нефтегазовые – 2,38 трлн руб. Расходы достигают 6,57 трлн руб. Доходы запланированы ниже, чем на 2007 г., – Минфин ожидает 6,965 трлн руб., а расходы – значительно выше (в этом году – 5,463 трлн руб.).

Но “есть надежда, что прогнозы по экономическому росту и росту доходов окажутся консервативными”, заявил Кудрин: ВВП в этом году может вырасти не на 6,5% (прогноз для расчета бюджета), а на 7–7,1%. “Это уже означает, что выполнение показателей следующего года по экономическому росту вызовет рост доходов, не связанных с нефтью, – в пределах нескольких десятков миллиардов рублей”, – объяснил Кудрин “Ведомостям”.

Эти допдоходы связаны с началом диверсификации экономики, добавляет чиновник Минфина. Более точные цифры, сколько их будет в 2008 г., Минфин назовет в конце года, когда Минэкономразвития уточнит макроэкономический прогноз, обещает он.

Если не принимать в расчет другие показатели, которые правительство может пересмотреть, – цену на нефть, инфляцию, обменный курс, рост ВВП в 2008 г., – то доходы бюджета могут вырасти на 0,6% от общей суммы доходов, или 39,86 млрд руб., подсчитал научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Доля нефтегазовых доходов будет такой же, как в нынешнем бюджете на 2008 г., – около 36%, или 14,35 млрд руб. Остальные 25,5 млрд руб. – это ненефтегазовые доходы.

С учетом подросшей цены на нефть доходы бюджета будут гораздо выше, уверен экономист “Уралсиба” Владимир Тихомиров. Бюджет на 2007 г. сверстан из расчета цены за баррель Urals $61. В апреле Минфин понизил прогноз до $55/барр., а теперь снова повысил до $63–65/барр. (сейчас нефть стоит больше $74/барр.). Превышение цены за баррель на $1 дает дополнительно доходов на 150–200 млрд руб., подсчитал Тихомиров, и, хотя по итогам первого полугодия план по исполнению бюджета на 2007 г. даже немного недовыполнен, по итогам года профицит может оказаться на 300 млрд руб. больше, чем ожидается.

С 2008 г. разделение на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы перестанет быть виртуальным. Все поступления, связанные с нефтью и газом, будут зачисляться в резервный фонд, который не должен быть меньше 10% ВВП, остальное – в фонд национального благосостояния. Недостающие доходы бюджета будут компенсироваться нефтегазовым трансфертом, который в 2008 г. составит 2,135 трлн руб.

“Дополнительные доходы от нефти не могут быть основанием для дополнительных расходов, а дополнительные доходы от остальной части экономики – конечно, мы можем на них рассчитывать, – это правильные доходы”, – считает Кудрин. Они могут быть направлены на решение социальных вопросов и тех, что связаны с посланием президента [нанотехнологии, ЖКХ, дороги], объяснил министр “Ведомостям”.

Неделю назад президент Путин, наоборот, поставил во главу угла макроэкономическую стабильность и разрешил, “если потребуется, посмотреть на возможность корректировки структуры расходов с тем, чтобы нам, выполняя свои социальные обязательства, не нанести ущерб макроэкономическим показателям”. Как объяснил Кудрин, это была реакция на сообщение министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, что число родившихся оказалось больше прогнозов, и, соответственно, государство должно заплатить больше пособий на 6–7 млрд руб.

Кудрин заверил президента, что ресурсы для выполнения обязательств есть, и на этом вопрос был исчерпан.

Рост расходов на 25,5 млрд руб. по сравнению с их общим объемом – это копейки и ни на каких макроэкономических показателях они не скажутся, считает экономист банка “Траст” Евгений Надоршин, а занижение доходов – это намеренная стратегия Минфина: если допдоходы появляются, их проще распределить, чем в рамках принятия всего трехлетнего бюджета.