Авианосец задерживается


Гендиректор “Севмашпредприятия” Владимир Пастухов уволен из-за срыва контракта на ремонт авианосца “Адмирал Горшков”, сдача которого заказчику может произойти не в 2008 г., как указано в контракте, а лишь в 2011 г., сообщил “Интерфакс”. Представитель “Севмашпредприятия” рассказал, что приказа Роспрома об увольнении Пастухова они не получали, в Роспроме от комментариев отказались. Однако источник в судостроительной отрасли подтвердил, что увольнение Пастухова весьма вероятно и он якобы сам написал заявление об уходе.

Руководитель одного из предприятий – поставщиков “Севмаша” говорит, что проверка корпуса этого корабля, переданного Военно-морскому флоту СССР в 1987 г. (его строили девять лет), показала наличие большого количества трещин (для Индии его модернизируют и ремонтируют). Из-за трещин расходы на ремонт растут, а сдача корабля задержится на 2–3 года, говорит он. Состояние других систем корабля тоже оказалось неважным: еще в составе отечественного флота “Горшков” (индусы назовут его “Викрамадитья”) пережил крупный пожар.

Недавно Роспром провел совещание о ходе работ по “Горшкову”, где было признано, что проблемы носят системный характер и сдать корабль в срок не получится, говорит директор одного из заводов, знакомый с ситуацией. В 2004 г. при заключении контракта на ремонт корабля индийские военные выделили примерно $750 млн, а на создание и закупку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ для него – еще $700 млн.

Создание самолета – главного оружия корабля – идет успешно и по графику, говорит представитель РСК “МиГ” Елена Федорова.

Теперь либо российскому бюджету придется помогать “Севмашу” выполнить контракт, либо “Рособоронэкспорту” надо проводить переговоры с Индией ради увеличения финансирования, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Контракт слишком важен для обеих сторон, так что решение будет найдено, полагает Макиенко. Закупить аналогичный корабль Индии больше негде.

Еще в 2004 г. было ясно, что за $750 млн столь масштабные работы не выполнить, отмечает военно-морской эксперт Михаил Барабанов. В отличие от зависшего контракта на поставку китайцам 38 самолетов Ил-76 (контрактная цена оказалась слишком низкой) договор по “Горшкову” – не ошибка “Рособоронэкспорта”, полагает Барабанов. Вероятно, еще тогда стороны подразумевали, что стоимость придется скорректировать, говорит он.