Далеко до насыщения


В Петербурге действует 5645 предприятий массового питания. По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), в I квартале 2007 г. оборот сети общепита вырос на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. и составил 12,25 млрд руб. Примерно такими же темпами рынок рос и в прошлом году. Почти треть предприятий общепита – заведения быстрого обслуживания. Из 267 предприятий, открытых в этом году, 132 – кофейни. За полгода в городе появился также 21 новый ресторан и 27 баров, говорится в сообщении КЭРППиТ.

Рост происходит в основном за счет демократичного сегмента рынка. Как сообщила PR-менеджер группы компаний “Теремок” Марина Большева, в 2007 г. группа открыла 10 ресторанов и четыре киоска. По словам основателя и совладельца “Чайной ложки” Михаила Августина, в этом году его сеть увеличилась на 10 чайных.

Рост обеспечивают уже существующие заведения, считает исполнительный директор “Ресткона” Андрей Петраков. Президент Ассоциации рестораторов и отельеров Петербурга Леонид Гарбар также считает, что рынок растет за счет увеличения количества посетителей и их готовности больше тратить на еду вне дома. А Августин полагает, что рост связан с появлением новых точек, а вот средний чек достаточно стабилен. “Рост оборота происходит за счет увеличения количества заведений”, – вторит ему совладелец “Балтийского экспресса” (рестораны “Русская рыбалка”, “Карл Фридрих”, “Крестовский сад”) Михаил Фейгельман. Руководитель Петербургской ассоциации рестораторов Рашид Магдеев добавляет, что оборот также увеличивается за счет высоких цен на продукты питания и коммунальные услуги. Рынок дешевых заведений, по его словам, будет расти еще три года. “Петербург далек от насыщения”, – подтверждает Августин.

Сегмент ресторанов класса премиум, по словам Петракова, находится в состоянии стагнации. “Рынок идет по пути демократизации, и потребитель ориентируется не на пафосность заведения, а на удобство”, – утверждает эксперт. Фейгельман считает, что городским ресторанам хватает гостей. Правда, в некоторые дорогие рестораны теперь можно попасть без резервирования места, признает он.

Главным препятствием для развития менеджер отдела маркетинга и рекламы группы компаний “Теремок” Денис Хотеев называет дефицит подходящей недвижимости. “Хороших проходных мест для предприятий демократичного сегмента не хватает”, – согласен Петраков. Конкуренция за подходящие помещения идет не внутри сети общественного питания, а с игроками других отраслей – банковским, сотовым ритейлом и торговлей, уточняет Августин. По словам Магдеева, рынок общепита развивается неравномерно, в Центральном и Адмиралтейском районах избыток заведений, а на окраинах их явно не хватает. “Теремок”, по словам Хотеева, пытается войти в самые перспективные торгово-развлекательные комплексы с фудкортами и гипермаркеты в спальных районах.