Долг – золотом


У Италии самый большой госдолг в зоне евро – 105,8% ВВП, или $2,1 трлн на конец прошлого года. Расплачиваться с долгами правительство решило за счет золотовалютных резервов Банка Италии. По нормам Евросоюза внешний долг не должен превышать 60% ВВП, а бюджетный дефицит – 3% ВВП. Италия давно не вписывается в оба показателя.

Пика в 121% ВВП итальянский госдолг достиг в 1994 г., к 2004 г. он снизился до 104% ВВП, после чего постепенно рос. Причина, говорится в последнем обзоре итальянской экономики, подготовленном Организацией экономического сотрудничества и развития, – в сочетании бюджетного дефицита и слабого роста экономики.

Правительство Италии серьезно обеспокоено долгом из-за дороговизны его обслуживания.

Но сильно снизить размер долга за счет распродажи золота у Италии не получится. Согласно договоренности 15 европейских стран за год в ЕС может быть продано лишь 500 т золота. На 2008 г. центробанками европейских стран уже зарезервировано право на продажу 345 т, пишет FT. Максимум, на что может рассчитывать Италия, – на право продать 155 т, а это может принести лишь 2,5 млрд евро. “Конечно, это капля в море”, – сказал FT экономист Университета Урбино Марио Пианта. Он полагает, что эти деньги правительство сможет использовать для выплаты процентов по долгу в 2008 г. Ведь процентные ставки могут подняться и правительство серьезно этим обеспокоено, говорит Пианта.

Резервы Банка Италии – $38 млрд золотом и $21 млрд в валюте. В программе развития до 2050 г. правительство обещает снизить к 2011 г. госдолг до 98% ВВП. Затем, начиная с 2012 г. госдолг по плану будет снижаться еще быстрее и к 2042 г. полностью сойдет на нет.

Но это только прогноз, говорит старший экономист Bank of America Жиль Моэ, а продажа части золота – “косметические меры”. Если увеличится процентная ставка, даже при продаже золота госдолг снизить не удастся или удастся незначительно, говорит Моэ: “Чем больше правительство будет прибегать к таким действиям, тем дальше оно удаляется от настоящего решения проблемы”. Италия недавно повысила пенсионный возраст, а дефицит бюджета снижается незначительно, сетует Моэ.