Корова Чурова не прошла


На чашу колеблющихся весов опускается совсем маленькая гирька – и равновесие нарушается. Диктор за кадром убеждает зрителя в том, что его голос может стать решающим. Это сценарный план видеоролика, который скоро появится на телеэкранах страны, рассказал “Ведомостям” источник в телекомпании АТВ, которая выиграла конкурс на оказание услуг по информированию избирателей через электронные СМИ. Будут и ролики, соблазняющие вкладчиков: “Только до 2 декабря вы можете сделать свой вклад в будущее”. Для любителей спорта выйдет ролик с эмблемой Олимпиады в Сочи: “Они сделали свой выбор, теперь выбор за вами”.

В середине сентября начнется трансляция разъяснительных роликов, подтверждает продюсер АТВ Андрей Соколин. Часть из них будет носить чисто информационный характер, сообщая о дате выборов и описывая технологию голосования. Призывать россиян проявить гражданскую позицию с экранов будут известные люди. Основой для информационных сюжетов должна стать и деятельность самой ЦИК по подготовке выборов.

Начато производство историко-документального фильма. В основу сюжета лег автопробег по местам, связанным с историей становления отечественной демократии. Два автомобиля, обклеенных призывами прийти на участок, проезжали Псков, Изборск, Санкт-Петербург, Старую Ладогу, Великий Новгород. Предпремьерный показ фильма запланирован на начало ноября.

К содержанию роликов в Центризбиркоме подошли ответственно, рассказал член ЦИК с совещательным голосом от “Единой России” Сергей Костенко. Предложенные студией сценарные планы протестировали с помощью фокус-групп, причем не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Обнаружилось, что далеко не все предложенные сюжеты имеют требуемый эффект, а время уже поджимало. Тогда за креативными идеями для роликов председатель ЦИК Владимир Чуров обратился к представителям партий. Сразу поставил условие: “никаких медведей, выхухолей и другой живности, которая могла бы ассоциироваться с партиями”, вспоминает Костенко. Сам Костенко придумал два сюжета, которые были одобрены. А член ЦИК с совещательным голосом от ЛДПР Александр Кобринский говорит, что придумал больше десятка, но не знает, что именно отобрали.

Не повезло самому Чурову, добавляет источник в АТВ: придуманные им сюжеты фокус-группы отбраковали. Дольше всех держался его ролик про доярку, у которой рожает корова Зорька и она никак не может пойти проголосовать. Когда ей это все-таки удается, то, вернувшись к корове, она обнаруживает новорожденного теленка. Голос за кадром призывает голосовать за новую жизнь.

Эта рекламная кампания ЦИК будет принципиально отличаться от предыдущей, уверен Костенко: тогда ролики избиркома были очень формальными. И в этот раз никто не ждал, что Чуров так серьезно подойдет к делу – например, решит работать с фокус-группами. Но в итоге ролики могут привлечь до 3% избирателей дополнительно, прогнозирует Костенко.

Хотя порог явки отменен, Чуров не раз заявлял, что рассчитывает на явку в 60–65% (на парламентских выборах 2003 г. она составила 56%). По данным ВЦИОМ, четверть россиян вообще не знает о грядущих выборах. Таковы были результаты майских исследований, проводимых по заказу Центризбиркома, уточняет гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. Он уверен, что в сентябре, когда на головы избирателей обрушится “информационный вал”, опросы покажут быстрый рост информированности избирателей. Сейчас ЦИК с помощью социологов выясняет, какие группы избирателей наименее информированы, и с учетом этих данных планирует информационную политику. Сейчас нет порога явки и местные администрации могут самоустраниться от ее обеспечения, говорит Федоров, но от нее зависит уровень легитимности выборов и в такой ситуации ответственность ложится на ЦИК.