Не влезай – убьет


Итоги 2006 г. озадачили менеджмент группы компаний “Интегра”, которая специализируется на производстве нефтегазового оборудования. На предприятиях вырос уровень травматизма глаз. Причина оказалась тривиальной: работники не носили предписанные инструкциями специальные защитные очки. “В компании работает свыше 19 000 человек. При этом порядка 80% из них – на участках, где необходимо применять защитные очки. Мы ежегодно выделяем несколько миллионов долларов на обучение сотрудников и обеспечение их необходимыми средствами индивидуальной защиты”, – разводит руками Ханс Клампферер, вице-президент по развитию бизнеса и маркетингу группы “Интегра”. По его словам, этого оказалось недостаточно, чтобы заставить людей заботиться о собственном здоровье. После ряда совещаний в “Интегре” решено было отпечатать агитплакаты с изображением поврежденных глаз.

Несколько сотен шокирующих плакатов нынешней весной были развешаны в цехах машиностроительных заводов и на буровых, на площадках проведения капремонта скважин, сейсмических, геофизических работ и т. д. Устрашающая акция возымела действие: “За последние три месяца не было зарегистрировано ни одного случая повреждения органов зрения”, – говорит Клампферер.

Пропаганда с головой

“Шоковые методы пропаганды охраны труда применялись и в Советском Союзе. Достаточно вспомнить плакат, где был нарисован скелет человека с электрическим проводом в руке, – говорит Василий Яременко, руководитель группы консультантов Центра изучения и оценки юридических и экономических проблем системы промышленной безопасности и охраны труда. – Однако традиция вывешивать на производстве натуралистические фотографии и показывать на семинарах по безопасности труда шокирующие видео не так давно пришла к нам из Западной Европы”. Он вспоминает, как на недавнем семинаре нефтяников демонстрировалось видео, где человеку на буровой сносит голову лопастями вертолета.

“В подобной пропаганде должны быть какие-то этические пределы”, – считает Олег Соващенко, заместитель директора департамента ОТ и ПБ управления по ОТ, ПБ и ООС ТНК-ВР. Его компания предпочитает наглядной агитации семинары: регулярно трижды в год проводятся специальные двухдневные семинары-тренинги с отрывом от производства для 100 000 сотрудников, где, кстати, демонстрируются натуралистические фотографии и видеоролики. “Однако мы не раскрываем имен тех, кто изображен, и стараемся не показывать их лиц”, – говорит Соващенко. Тренинги плакатам предпочитают и в компании DuPont. По словам Антона Губина, лидера по вопросам безопасности труда, охраны здоровья и окружающей среды DuPont по Восточной Европе, подобные тренинги обязательны для каждого нового сотрудника компании.

Без руки и без ноги

Тем временем UC Rusal решила вдохнуть новую жизнь в наглядную агитацию. С ноября 2006 г. на Ачинском глиноземном комбинате, Братском и Красноярском алюминиевых заводах был запущен проект “Береги себя!”, разработанный дирекцией по персоналу компании.

“Вся программа, как контрастный душ, основана на чередовании позитивной и негативной мотивации, некой встряске работников, привлекающей их внимание к соблюдению правил охраны труда, – поясняет Вера Курочкина, директор по связям с общественностью UC Rusal. – Последствия неверных поступков демонстрируются на примерах при помощи плакатов. При этом мы не используем натуралистических изображений”.

В основу первой серии плакатов легла концепция “Умные вещи”. На них изображены средства индивидуальной защиты: каска, респиратор, очки, защитный костюм, щиток. А ниже – данные о том, сколько человек они спасли. Например, респиратор “говорит”: “Я уберег от астмы 12 105 человек”. Рядом вывешивался плакат под названием “Хирургические инструменты”: на черном фоне изображены медицинские инструменты с подробным описанием, для чего они предназначены. “Картина пугающая. Поневоле задумаешься, как избежать встречи с хирургами”, – делится впечатлениями Роман Ковригин, электролизник Братского алюминиевого завода. “Посыл предельно прост: или ты правильно обращаешься со своими инструментами, или придется близко познакомиться с этими”, – комментирует Курочкина. Но реакция на первую серию плакатов оказалась неожиданной: “Хирургические инструменты” некоторые работники снимали и уносили, чтобы повесить у себя на рабочем месте.

За акцией “Умные вещи” последовала акция под названием “Рука”: на плакате левая рука – здоровая, на месте правой – черное пятно. Рядом слоган: “Какой рукой ты отдашь жене деньги, если правую тебе оторвет?” В начале июня появилась серия “Ипотека”, где последовательно доводилось до сведения, как, лишившись ноги, можно лишиться возможности расплатиться по долгам за квартиру.

Частушки на страже

Однако плакатами проект не ограничился. В июне в корпоративной газете компании “Вестник “Русала” началось продвижение концепции “Записка”. На цветном вкладыше в газету изображен холодильник с прикрепленной к нему запиской: “Милый, обед на плите. На улице дождь. На работе будь осторожен. Береги себя”. В день выхода газеты на всех трех предприятиях прошла акция по раздаче магнитов на холодильник с эмблемой проекта. Кроме того, в начале июня стартовал конкурс двустиший на тему безопасности производства и охраны труда. Удачные двустишия ротировались на заводском радио.

В разгар конкурса инициаторы проекта организовали своеобразную провокацию: во всех людных местах на АГК, БрАЗе и КрАЗе появились листовки с двустишиями на ту же тему, которые, однако, нельзя опубликовать в прессе. “Это тексты на грани фола, – улыбается Курочкина. – В них нет нецензурщины, но они написаны с подтекстом. Нам удалось вызвать волну неформального стихотворчества – мы уже получили более 1500 двустиший” (примеры народного творчества Rusal отказался предоставить).

По словам Курочкиной, затраты на первую волну кампании составили $500 000. В дальнейшем ежегодную сумму инвестиций в проект планируется увеличить. “Мы ставили перед собой цель добиться сокращения производственного травматизма на предприятиях компании на 30% ежегодно. Намерены полностью ликвидировать случаи профессиональных заболеваний наших сотрудников в течение ближайших пяти лет”, – говорит Курочкина.

“В последние годы подобные акции в России – не экзотика. На них крупные компании тратят десятки и сотни тысяч долларов, – отмечает Яременко. – Ведь потеря ценных работников и выплата компенсаций может обойтись гораздо дороже. За временную потерю трудоспособности одному сотруднику компаниям приходится выплачивать до 600 000 руб., а за пожизненную потерю трудоспособности на моей памяти были выплаты в 3,5 млн руб.”.