Отделался испугом


Независимый профсоюз “Единство” начал угрожать администрации “АвтоВАЗа” забастовкой несколько недель назад. Рабочие, чьи интересы представляет этот профсоюз, требовали повышения средней зарплаты на предприятии до 25 000 руб. По данным представителя “АвтоВАЗа” Ивана Скрыльника, сейчас средняя зарплата на предприятии – 14 500 руб.

Вчера “Единство” решилось провести акцию. Утром конвейер “АвтоВАЗа” заработал в обычном режиме, а в 11.45 по местному времени забастовку начали работники цеха 45-2, рассказал “Ведомостям” лидер “Единства” Петр Золотарев. Этот цех находится в самом начале конвейера, так что от него зависит работа всего производства, объясняет он. Позже к ним присоединились рабочие еще двух цехов, в том числе моторного.

Золотарев накануне обещал, что в забастовке примут участие до 10 000 человек. Но на деле акция получилась не такой масштабной. Золотарев говорит о 600 участниках, а по официальным данным “АвтоВАЗа”, в акции приняли участие 150 человек. Из-за малочисленности забастовки профком “Единства” принял решение не продолжать ее во время второй смены (с 15.30 до 19.30 по местному времени).

Скрыльник уверяет, что конвейер во время забастовки не останавливался. Но несколько сотрудников компании рассказали “Ведомостям”, что с 11.30 до 15.30 конвейер работал вполсилы – его скорость была снижена, а с обычной скоростью он заработал только в 16.30.

Итогом забастовки стало то, что завод, по его данным, не собрал 300 автомобилей, которые будут доукомплектованы позже. Суточный план производства, составляющий 2700 автомобилей, будет выполнен, говорится в пресс-релизе автозавода.

“Такая забастовка никак не отразится ни на нас, ни на самом “АвтоВАЗе”, – говорит представитель одного из крупных поставщиков тольяттинского автогиганта, – темпы производства можно легко наверстать”. “АвтоВАЗ” легко отделался, согласны эксперты. День простоя конвейера обошелся бы “АвтоВАЗу” в $17 млн, подсчитал аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко.

Ситуация, сложившаяся в Тольятти, может стать примером для других предприятий отрасли, считает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Впрочем, председатель профсоюза соседнего “GM-АвтоВАЗа” Андрей Ляпин уверяет, что на его предприятии забастовка не планируется. Мода на забастовки не перекинется и на группу “ГАЗ”, считает ее пресс-секретарь Владимир Торин.

Золотарев говорит, что организаторы забастовки будут ждать от руководства повышения зарплаты и если размер повышения их устроит, то бастовать рабочие не будут. Cкрыльник ответил на это, что повышение зарплаты до размера, который требовали бастующие, в ближайшее время невозможен. Для этого у завода нет ресурсов, согласен Коровкин. “На “АвтоВАЗе” работает много лишних людей, уволив которых можно повысить зарплаты остальным, – говорит он, – но массовые сокращения могут вызвать гораздо более серьезные волнения в Тольятти”.