Виртуальные войны


В прошлом году киберсквоттеры захватили доменные имена нескольких десятков крупнейших российских банков, зарегистрировав их в зоне su: www.vtb.su (ВТБ), www.sbrf.su (Сбербанк), www.citibank.su (КБ “Ситибанк”), www.uralsib.su (банк “Уралсиб”), www.mmbank.su (Банк Москвы), www.raiffeisen.su (“Райффайзенбанк Австрия”), www.binbank.su (Бинбанк), www.westernunion.su (Western Union). С недавних пор на некоторых из них, к примеру на сайтах www.vtb.su, mmbank.su, www.sbrf.su, www.vtb24.su, появилась копия официального сайта Газпромбанка. По адресу Международного московского банка imb.ru в зоне su расположился сайт “ВТБ 24”, а сайт Инвестсбербанка при смене доменного имени становится страничкой Сбербанка.

Андрей Серов, начальник департамента общественных связей Газпромбанка, объяснил, что его банк не имеет отношения к перечисленным сайтам, не управляет ими и не нуждается в продвижении своего официального портала таким способом. Комментировать вопрос об ответных шагах он отказался.

Банкиры по-разному отнеслись к захвату их доменных имен киберсквоттерами. ВТБ предлагали купить доменное имя vtb.su за несколько сотен тысяч долларов, но банк отказался от сделки, рассказал Василий Титов, зампред правления банка. По его словам, ВТБ не интересна зона su и в том числе то, что по этому адресу расположился сайт конкурента. В Банк Москвы недавно тоже поступило предложение приобрести доменное имя mmbank.su и сейчас оно рассматривается, сообщил Олег Федорченко, сотрудник пресс-службы банка.

Шансов выиграть дело против использования доменного имени в слегка измененном виде немного. Подавать иск об упущенной выгоде вряд ли имеет смысл, считает адвокат Юрий Добронравов, партнер юридической фирмы “Добронравов и партнеры”. Доказать, к примеру, сколько конкуренты заработали на клиентах, ошибочно попавших на сайт Газпромбанка, будет сложно, добавляет юрист. Кроме того, по его словам, доменное имя слабо защищено нашим законодательством, хотя были прецеденты, когда суд приравнивал его к торговым маркам. Гораздо эффективнее пострадавшим банкам обратиться в ФАС с требованием признать действия Газпромбанка недобросовестной конкуренцией.

Читателей лишили “Жизни”

Почти целый месяц сайт популярного таблоида “Жизнь” отсылал некоторых читателей на конкурирующий сайт “Комсомольской правды”. Как рассказал “Ведомостям” Алексей Матвиец, технический консультант журнала “Mак.ру”, он весь июль не мог попасть на сайт газеты “Жизнь”. При попытке загрузить Zhizn.ru с компьютера Macintosh Матвиец неизменно оказывался на главной странице “Комсомольской правды” (www.mac.kp.ru, домене для Macintosh). Консультант выяснил: так происходит всегда, если пользоваться Macintosh и интернет-браузером Safari. При использовании других интернет-браузеров и работе на обычных компьютерах сайт “Жизни” открывался нормально. После обращения “Ведомостей” в интернет-редакцию “Жизни”, где ничего не знали о переадресации (ее сотрудники работают на персональных компьютерах), проблему попытались решить. Вчера в редакции признали, что ошибку обнаружили, она была связана со скриптами сайта. Однако пользователей Macintosh среди посетителей сайта немного, и ошибка не повлияла всерьез на читательскую аудиторию. Как объяснил Дмитрий Константинов, исполнительный директор компании Flynet, которая разрабатывала сайты обоих изданий, переадресация случалась из-за технической ошибки, допущенной при доработке сайта “Жизни”. По его словам, туда случайно попали коды “Комсомолки”.

Директор по маркетингу и интернет-проектам ИД “Комсомольская правда” Александр Чекшин сообщил, что трафик за последний месяц у них изменился не сильно. В результате срабатывания переадресации с Zhizn.ru на www.mac.kp.ru было около 1000 заходов. При ежедневном трафике 220 000–250 000 на сайте “Комсомолки” такая прибавка читателей была незаметной, добавил Чекшин. Однако смешную ошибку заметили читатели и даже обсуждали в блоге.

Заработать на неграмотных

Существует немало технологий переманивания клиентов у конкурентов в сети, однако все они на грани легальности и их нельзя рассматривать как инструмент честной конкуренции, считает Арсен Ревазов, председатель правления рекламного агентства IMHO VI. В конкурентной борьбе компании могут привлекать и киберсквоттеров, но чаще те действуют самостоятельно. “Так произошло с сайтом Nokia.ru, который киберсквоттеры зарегистрировали с целью продажи компании Nokia, разместив по этому адресу сообщество людей, якобы ненавидящих автомобили Kia (No-kia), – напоминает Ревазов. – Финская компания судилась с киберсквоттерами, но в результате ей пришлось выкупить у них доменное имя”.

Для переманивания аудитории применяют тайпсквоттинг – регистрируют доменное имя, похожее на адрес конкурента, отличающееся на 1–2 буквы. Нередко пользователи ошибаются, часто путают буквы, расположенные рядом на клавиатуре, например M и N, неправильно пишут английские названия. “Наш сайт находится по адресу Nic.ru, а один наш партнер позже зарегистрировал сайт Nik.ru и предлагает те же услуги, что и мы, в результате клиенты нас путают и уходят к нему”, – жалуется Андрей Воробьев, представитель крупнейшего российского регистратора доменных имен Ru.Center.

Увести чужих клиентов многим удается с помощью контекстной рекламы, выкупив слова конкурирующих фирм и брендов на популярных интернет-порталах, к примеру на “Яндексе” или “Бегуне”. В прошлом году несколько месяцев подряд портал “Яндекс” на запрос по слову “Миэль” выдавал ссылку на сайт конкурирующего агентства “Инком-Недвижимость” прямо над результатами поиска, а не в обычном рекламном месте – в верхнем правом углу экрана. “Миэлю” такой подход не нравился, и конкуренты договорились не использовать его в интернет-рекламе. Зато “Абсолют Банк” при размещении контекстной рекламы продолжает выкупать имена конкурентов. Если набрать в строке поиска “Яндекса” доменное имя Банка Москвы mmbank, первой окажется ссылка на “Абсолют Банк”.