“Чтобы больше туда не ездили”


“Сегодня я отдал команду взять из резервов эти деньги и заплатить $460 млн”, – заявил Лукашенко. “Конечно, мы оголяем резервы, но наши добрые друзья, в частности [президент Венесуэлы] Уго Чавес, заявили о готовности предоставить кредит на выгодных для нас условиях”, – добавил он.

Затем Лукашенко обрушился с критикой на Россию: он якобы предварительно договорился с президентом Владимиром Путиным о выделении Белоруссии стабилизационного кредита в $1,2–2 млрд “сроком на 15 лет с [началом] погашения через пять лет”, но он не был выдан.

Лукашенко обвинил Москву и в стремлении за бесценок скупить белорусские активы, и в посягательствах на суверенитет Белоруссии. “Россия хотела бы приватизировать не только отдельные предприятия <...> – они хотели бы приватизировать всю страну”, – цитирует Лукашенко информагентство “БелТА”.

Как и после нефтяного конфликта с Россией в начале года, Лукашенко пообещал, что “мы тоже попросим Россию за все заплатить”. Присутствовавший на встрече белорусский журналист говорит, что Лукашенко выступал экспромтом, не по записям, но и возбужденным не выглядел.

Белоруссия попросила у России стабилизационный кредит в $1,5 млрд в феврале. На днях министр финансов Алексей Кудрин заявил, что правительство в принципе приняло решение дать кредит, но конкретные объемы и условия не согласованы. 30 июля в Москву приезжал белорусский премьер Сергей Сидорский, но с премьером Михаилом Фрадковым не договорился.

По словам Лукашенко, Москва согласна выдать кредит под 8,5% годовых в долларах, что для Белоруссии “неприемлемо”. “Последний визит премьер-министра Белоруссии [Сергея Сидорского] в Россию – это было унижение. Я сказал, чтобы туда больше не ездили”, – прокомментировал переговоры Лукашенко.

У Белоруссии нет кредитного рейтинга по долгосрочным обязательствам. В конце июня замминистра финансов Белоруссии Андрей Харковец заявил Reuters, что страна готовится получить рейтинг, чтобы осенью разместить евробонды.

В середине июля Moody’s присвоило Белпромстройбанку (принадлежит государству на 87%) рейтинг BA1. Рейтинг Белоруссии вряд ли будет ниже, вероятно, он будет близок к бразильскому, говорит аналитик Банка Москвы Егор Федоров. Получив такой рейтинг, Белоруссия могла бы привлекать кредиты дешевле чем под 8,5%: бразильские долгосрочные обязательства имеют доходность в 6,67%. Но пока рейтинга нет, а с учетом политических рисков ставка в 8,5% не кажется Федорову чрезмерной.

“Газпром” сдержанно отреагировал на заявление Лукашенко. Официальный представитель компании Сергей Куприянов назвал его заявление “обнадеживающим”, но не упомянул, что сокращение поставок может быть отложено: “Времени до 10 часов [утра 3 августа], на которое намечено сокращение поставок, достаточно для того, чтобы этот вопрос урегулировать”.

Новая российско-белорусская торговая война маловероятна, считают белорусские эксперты. Белоруссия будет искать способ “получить с России больше там, где это возможно”, но будет избегать скандалов и конфликтов в двусторонних отношениях, говорит председатель комитета по внешним связям и обороне белорусского Совета республики Николай Чергинец. Инцидент не будет иметь долгосрочных политических последствий для Белоруссии, полагает руководитель белорусского аналитического центра Ecoom Сергей Мусиенко. Отношения и так напряжены, а белорусские чиновники склонны изображать “Газпром” агрессивным монстром, так что новый конфликт ничего не изменит, говорит руководитель белорусского аналитического центра “Стратегия” Леонид Заико.