Государство помогло


Аналитик “Атона” Анна Курбатова ждала чуть более динамичного роста выручки МРК от местной телефонии (в среднем на 20%), зато доходы от звонков на мобильные превзошли ее ожидания. Теперь аналитики следят за рентабельностью компаний по EBITDA – по ее динамике, объясняет Виталий Купеев из Альфа-банка, можно судить о темпах сокращения затрат компаний. По итогам полугодия рентабельность МРК сильно не изменилась – значит, им удается контролировать затраты, в том числе на персонал, составляющие около 30% от всех расходов, доволен он. Правда, во II квартале у четырех из шести отчитавшихся МРК рентабельность по EBITDA снизилась по сравнению с предыдущими тремя месяцами, замечает Белов.

Шесть из семи межрегиональных компаний “Связьинвеста” отчитались за первое полугодие по РСБУ. Доходы большинства из них выросли по сравнению с январем – июнем 2006 г. на 15–20%, а чистая прибыль – на 30–60% (см. таблицу). Сократила прибыль лишь “Дальсвязь”, которой пришлось создать резерв в связи с налоговыми претензиями за 2003–2005 гг. Без их учета чистая прибыль выросла бы на 19,2%.

“Уралсвязьинформ” пока отчет не выпустил, сообщив лишь о росте полугодовой чистой прибыли на 43,2%. А выручка компании, рассказал ее пресс-секретарь Валерий Костарев, выросла на 22%. Основными факторами роста он называет двойной рост доходов от внутризоновой связи, прежде всего от звонков “фиксированный – мобильный” (они стали платными только с июля 2006 г.), увеличение доходов от сотовой связи на 20% (они составляют треть выручки “Уралсвязьинформа”) и от услуг интернет-доступа – на 60%.

Остальные операторы связывают рост доходов в основном с февральским пересмотром тарифов на местную связь, ростом внутризоновых доходов и развитием новых услуг. Эти причины приводят, в частности, финдиректор “Северо-Западного телекома” Венера Хуснутдинова и представитель Южной телекоммуникационной компании. Новые тарифы увеличили доходы МРК от местной связи на 5–15%, а их доходы от развития дополнительных услуг выросли в среднем в 1,5 раза. Но у большинства компаний допуслуги обеспечивают лишь 10–15% выручки, а местная связь – 40–50%. Основной рост произошел не за счет усилий самих компаний, а в результате действий государства, делает вывод аналитик “Уралсиба” Константин Белов.