Поделятся зарплатой


Только 31,9% респондентов слышали, что в апреле президент Владимир Путин обещал каждому, кто добровольно отложит часть зарплаты на будущую пенсию, прибавку от государства, по размеру совпадающую с отчислениями. От социологов об этом узнали 61,4% респондентов. Мужчины осведомлены лучше женщин (37,6% против 29%).

Лучше всех знают об инициативе Путина те, кого она не касается. Среди пенсионеров и граждан предпенсионного возраста, которые уже не успеют увеличить пенсию за счет накоплений, знающих 41–44%, а среди работников 30–49 лет – только 28–33%. Среди работников 18–29 лет в курсе президентского обещания всего 14,6%.

Пенсионная новость достигла 20,1% респондентов из Южного округа и 26,7% из Сибири, а на Урале о ней знает 40%.

Одобряют пенсионную инициативу Путина 14% от числа всех опрошенных, не считают ее полезной 7,9%, остальные затруднились с ответом. Среди работников 18–39 лет поддерживают идею накопления 49–50% из числа осведомленных.

Больше трети респондентов, слышавших пенсионную новость (10,8% всех опрошенных), готовы участвовать в пенсионной программе.

Эта цифра соответствует нашим предположениям, констатирует чиновник Минэкономразвития: “Но не факт, что все желающие напишут заявление об участии в добровольной системе”. Четверть из числа осведомленных (24,4%) не решила, будет ли вкладывать, остальные копить не будут. Активнее на пенсию собираются откладывать мужчины (37,6% от осведомленных), работники среднего возраста (53%), жители Северо-Западного (42,2%) и Центрального округов (38,8% от осведомленных).

Больше четверти работников, собирающихся заняться добровольным накоплением (29,7% от осведомленных), думают откладывать 1–3% зарплаты. Меньшая доля добровольцев собираются отложить 3–5% (15,9%) или даже больше 5% заработка (12,6%). “Это очень хороший показатель, но респонденты могли не знать, что государство собирается субсидировать не всю сумму добровольных накоплений”, – предполагает чиновник Минэкономразвития.

Подавляющее большинство будущих пенсионеров, готовых копить на пенсию (80,6%), доверят управление ими государственной управляющей компании (сейчас – ВЭБ). Негосударственным пенсионным фондам думают передать в управление средства 4,1% добровольцев, управляющим компаниям – 3,8%. Минэкономразвития рассчитывало, что частникам достанется больше, удивляется чиновник.

В прошлом году частные управляющие компании получили доходность в среднем 21%, а ВЭБ – 5,7%, знает вице-президент “Атон Менеджмента” Вадим Сосков.

С учетом оценки фонда оплаты труда на 2007 г. (8,6 трлн руб.) и средней зарплаты (13 350 руб.) граждане ежегодно будут откладывать себе на пенсию около 19 млрд руб., считает эксперт Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Игорь Поляков, из них 14,8 млрд руб. достанутся Внешэкономбанку, 0,8 млрд руб. придут частным пенсионным фондам и еще 0,7 млрд руб. – управляющим компаниям.

Чтобы привлечь остальных, нужна широкомасштабная разъяснительная кампания, полагает главный редактор журнала “Money и я” Вадим Логинов, а главный пиарщик этого проекта – сам президент и другие авторитетные чиновники.

Добровольные пенсионные накопления – несложный проект для раскрутки, достаточно двух месяцев, считает гендиректор компании “Амедиа” Алексей Волин, нужно обязать каналы рассказывать об этом социальной рекламой: “Бюджету вся эта программа обойдется недорого: около $2 млн – на креатив, изучение, создание роликов”.

“Донесение финансовых продуктов до населения значительно сложнее, чем реклама шоколада или шампуня, – пару месяцев нужно потратить только на разъяснение того, что собираешься рекламировать, – возражает президент агентства “Михайлов и партнеры” Юлиана Слащева. – Чтобы кампания была успешной, на нее надо потратить 6–7 месяцев, пора начинать”.