Зерно и уголь


За первое полугодие 2007 г. грузооборот стивидоров порта вырос на 14% до 28,3 млн т по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорится в материалах администрации Морского порта Санкт-Петербург. Самый большой рост пришелся на перевалку угля и кокса – на причалах порта за полгода было перевалено около 1,2 млн этих грузов, в три раза больше, чем в прошлом году. Вдвое выросла перевалка зерна – до 295 000 т. Высокими темпами растет перевалка контейнеров – их обработка выросла на 28% до 822 000 TEU. При этом снизилась на 10% погрузка леса (до 1,3 млн т), на 4% – черных металлов (2,3 млн т), на 7% – цветных металлов (732 000 т) и металлолома – на 9% (1,3 млн т), сообщает администрация порта.

Увеличение объемов перевалки зерна связано с ростом его экспорта, говорит директор по внешним и внутренним связям Морпорта СПб Дмитрий Бауков. При этом перевалка леса резко сокращается по всей стране с тех пор, как правительство решило ввести заградительные пошлины на экспорт круглого леса, отмечает он. В начале года правительство решило плавно увеличить ставки к январю 2009 г. до 80%, но не менее чем 50 евро с 1 куб. м.

В первом полугодии вырубка леса на Северо-Западе в целом снизилась примерно на 10%, подтверждает работающий в Ленинградской области иностранный лесопромышленник, попросивший об анонимности. Он утверждает, что в этом виновата теплая зима, из-за которой доступ к участкам был затруднен. Собеседник “Ведомостей” полагает, что постепенное повышение экспортных ставок на круглый лес вряд ли будет способствовать росту его экспорта и стивидорам придется перепрофилировать свои причалы.

На показателях Морского порта Санкт-Петербург, который контролируется близкими к Новолипецкому металлургическому комбинату (НЛМК) компаниями, могло сказаться приобретение НЛМК в прошлом году “Алтай-кокса”. Аналитик “Энергокапитала” Иван Завадский полагает, что НЛМК может экспортировать через петербургский порт излишки перерабатываемого на “Алтайкоксе” угля.

Рост объемов перевалки угля связан с увеличением его поставок в Европу, отмечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. “Цены на уголь в мире растут, поставки на экспорт российскими производителями стали более доходными”, – считает эксперт. Добыча угля в стране растет, а потребление – нет, объясняет рост экспорта аналитик “Тройки диалог” Сергей Донской.

Сотрудник стивидорной компании, работающей на территории порта, отмечает, что постепенно сокращается перевалка всех неконтейнеризированных грузов. Контейнеры постепенно вытесняют неэкологичные и тяжелые грузы, которые переваливать менее выгодно. По его оценке, на каждой тонне навалочных и насыпных грузов стивидор зарабатывает около $5, тогда как за перевалку одной тонны контейнеров получает до $20.