Америка поизносилась


Восьмиполосный мост через реку Миссисипи обрушился в среду, по состоянию на воскресенье погибшими считались пятеро, пропавшими без вести – восемь человек. За 15 секунд мост, построенный в 1960-х гг., превратился в жуткое месиво из обломков железа, бетона и машин, рассказал Reuters очевидец событий Кори Свинген.

Возможность теракта федеральные власти исключили сразу, а отвечающие за безопасность федеральные и региональные чиновники заявили, что сообщений о небезопасности использования моста не поступало.

Администрация Миннесоты проверяла обрушившийся мост ежегодно, последний раз – в июне 2006 г. Тогда он получил удовлетворительную оценку (50 баллов из 120). По оценкам дорожной администрации США, “структурно недостаточными” являются примерно 75 000 из 600 000 мостов в стране. Еще в 2005 г. конгресс одобрил шестилетнюю программу финансирования транспортной инфраструктуры, выделив $286 млрд. Американское общество инженеров-строителей полагает, что этого мало. Только на восстановление мостов в ближайшие 20 лет придется потратить $188 млрд, утверждало общество в опубликованном тогда же докладе.

За последние два года качественных изменений не произошло. В мае 2007 г. Ernst & Young и Urban Land Institute выпустили доклад, где говорилось, что США находятся на грани транспортного кризиса. Опрошенные ими менеджеры инфраструктурных предприятий заявили, что ремонта требуют 97% всех дорог, мостов и тоннелей.

Протяженность мостов и автострад, которым больше полувека, – свыше 75 000 км. Они не выдерживают увеличившийся поток автотранспорта. Уничтожается покрытие дорог – Urban Land Institute пишет, что провалы в крупнейшем нью-йоркском мосту Таппан-Зи (он того же возраста, что и мост через Миссисипи) открывают прекрасный вид на реку Гудзон. Стоимость реконструкции или замены Таппан-Зи – около $14,5 млрд, говорится в докладе.

Износ инфраструктуры – закономерный результат, считает Роберт Пул, директор центра по исследованию путей сообщения Reason Foundation и советник транспортной администрации: потоки транспорта серьезно выросли, автострады загружены и изношены.

В 1950–1980-х гг. в США был “магистральный бум” – дороги строили на доходы от налога на топливо и облигаций, обеспеченных дорожными сборами. Затем федеральные автострады были переданы в ведение штатов – вместе с акцизом на бензин, и сейчас расходы на содержание автодорог возложены в основном на региональные и муниципальные власти. Им не хватает финансирования, но на не популярное у водителей повышение дорожных сборов чиновники идут неохотно. Федеральному фонду автомагистралей в 2009 г. грозит дефицит в $4 млрд. А попытки увеличить налоги с продаж бензина были в 2006 г. отвергнуты демократами. Затрудняет управление и неразбериха в правах владения и содержания дорог.

Теперь администрация США собирается заняться проблемой модернизации инфраструктуры. Это “тревожный звонок”, говорит лидер большинства в сенате, демократ Гарри Рейд.

“Мы падаем все ниже и ниже, – говорит Пул. – Мы процветаем, поскольку перевозим много товаров и много ездим на работу, но все это изнашивает наши дороги”. (В статье использованы материалы WSJ и FT.)