Без напряжения


Московский дом фотографии открыл в Манеже выставку Сергея Борисова в рамках программы “Классики российской фотографии”. Спорить не приходится – несколько снимков Борисова стали эмблемой времени начала перестройки. “Полет” с подпрыгнувшим на парапете Крымского моста молодым героем был в свое время, лет уже почти двадцать назад, так же популярен, как фильм “Асса” и песня “Под небом голубым”. А снимок Владика Мамышева в образе Мэрилин Монро без трусов, но с поднятой вверх юбкой почитался таким же скандальным символом нашего нарождающегося современного искусства, как видео с голым Олегом Куликом – собакой. Так что почему бы не числить Борисова классиком.

Но его фотографии, даже отобранные на персональную выставку, так небрежны, настолько лишены всяческого глянца, да и еще все подряд не просто черно-белые, а какие-то принципиально не цветные, что называть их классикой так же неудобно, как, например, песню Бориса Гребенщикова про мочалок.

Да и четко выраженного собственного стиля у фотографа Борисова вроде и нет – в том смысле, что нет у него набора фирменных приемов. То он снимает по-родченковски резко и с четкой композицией – таков портрет философа Тупицына на фоне лопастей огромного пропеллера. То кутает голых девушек в советские флаги и военные мундиры и получается соц-арт. И вдруг снимает город Нью-Йорк таким же безыскусным образом, что и все – с пронзающими небо небоскребами.

Но больше всего на выставке Борисова фотографий людей творческих и всем теперь известных. Но снятых, как будто они – просто городские прохожие, не подозревающие о своей известности и важности. Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Михаил Боярский, Жанна Агузарова, художники Анатолий Зверев и Тимур Новиков, Олег Газманов и Эдита Пьеха – их фотографии, что сделанные в советском прошлом, что двадцать лет спустя, на обложку современного популярного журнала не поставишь. Харизмы не видно. И вот именно это – полное отсутствие пафоса и значительности – в работах Борисова и привлекает.

Он и теперь снимает как в поздние советские времена, когда поколение дворников и сторожей еще не забронзовело, денег у героев Борисова не было, досуга – в избытке, карьеры никто не делал, зато все много чудили и часто отчаянно скучали. Как теперь видится, это время – ленивое и бесцельное – и было по-настоящему свободным и творческим. Оно в фотографиях Борисова законсервировалось и сейчас смотрится сущей идиллией.