Дерипаска против Мордашова


Структуры владельца “Северстали” Алексея Мордашова обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) за разрешением на приобретение 100% акций “Силовых машин” в начале июля. А в пятницу “Интерфакс” сообщил, что заявку на покупку 82% компании в ФАС подала и одна из структур “Базового элемента” Олега Дерипаски – Stephens Capital Ventures S.A.

Представитель ФАС подтвердил “Ведомостям” эту информацию, уточнив, что заявок от других претендентов в службу не поступало.

Директор по энергетическому машиностроению “Русских машин” (входит в “Базовый элемент”) Владимир Петроченко объяснил, что структуры “Базэла” подали заявку в ФАС, поскольку два акционера “Силовых машин” – “Интеррос” и РАО объявили о желании продать свои пакеты. “Мы хотим иметь возможность поучаствовать в этой сделке”, – говорит Петроченко. Сказать, ведет ли “Базэл” переговоры с кем-то из акционеров “Силовых машин”, Петроченко отказался.

“Интеррос” давно пытается сбыть акции “Силовых машин”. В 2004 г. он договорился о продаже 74% немецкой Siemens, но ФАС заблокировала сделку. В итоге по блокпакету “Силовых машин” досталось Siemens и РАО ЕЭС. Компании Дерипаски тогда тоже претендовали на акции – теперь у “Базэла” появился второй шанс.

Чуть больше недели назад “Интеррос” объявил, что нашел покупателя на свой пакет и отправил об этом уведомление в Siemens и РАO ЕЭС, у которых есть преимущественное право выкупа. Представитель “Интерроса” Андрей Кирпичников говорит, что его компания не принимает участия в разработке стратегии “Силовых машин” и фактически превратилась в финансового инвестора. Поэтому, когда поступило хорошее предложение, “Интеррос” решил его принять. От кого именно поступило предложение, в “Интерросе” не говорят (участники рынка предполагают, что это может быть Алексей Мордашов; представитель “Северстали” от комментариев отказался).

Представитель Siemens не стал отвечать, планирует ли его компания реализовать свой опцион на покупку пакета “Интерроса”.

Представитель РАО ЕЭС Маргарита Нагога сказала “Ведомостям”, что РАО рассматривает предложение “Интерроса”. Председатель правления РАО Анатолий Чубайс уже заявил, что считает необходимым продать долю РАО в “Силовых машинах” на открытом конкурсе. Оба вопроса (покупать ли акции у “Интерроса” и как именно продавать долю РАО) совет директоров РАО ЕЭС планирует рассмотреть на следующем заседании 31 августа, напоминает Нагога.

Аналитик “Атона” Сергей Аринин объясняет интерес к “Силовым машинам” со стороны крупных игроков тем, что это единственная российская компания, которая может производить современное оборудование для генерирующих компаний. Привлекательность электроэнергетики у инвесторов только растет, этот сектор будет развиваться и скоро в него пойдут большие деньги, продолжает Аринин, что приведет к увеличению заказов для “Силовых машин”. По прогнозу РАО ЕЭС, спрос на продукцию энергомашиностроения со стороны тепловых генерирующих компаний вырастет с 30 млрд руб. в 2006 г. до 212,4 млрд руб. в 2010 г., а выручка “Силовых машин” в 2010 г. составит $1,5 млрд.

Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова затруднилась сказать, у кого больше шансов получить “Силовые машины” – у Мордашова или у Дерипаски. Siemens этот актив точно не достанется, считает она. Государство было против такой сделки три года назад, за это время вряд ли что-то изменилось, объясняет она. Цена пакетов, по ее мнению, будет определяться по рынку. Капитализация “Силовых машин” в РТС в пятницу составила $1,33 млрд.

Интересы Дерипаски и Мордашова пересекаются не впервые.

К примеру, в 2001–2002 гг. бизнесмены конфликтовали из-за предприятий автопрома – Заволжского моторного завода (ЗМЗ) и ГАЗа. Компания “Руспромавто”, владеющая ГАЗом и подконтрольная Дерипаске, пыталась закрепиться на ЗМЗ, принадлежащем “Северстали”. А в ответ ЗМЗ поднимал ГАЗу цены на свои двигатели. Спор длиной в полтора года разрешился лишь в августе 2002 г., когда “Руспромавто” продала компании “Северсталь-Авто” свои акции ЗМЗ.

А в 2003–2004 гг. “Базэл” доставил “Северстали” немало неприятностей в качестве миноритария Оленегорского ГОКа (“Олкон”), который поставляет руду на меткомбинат. Купив 31% ГОКа, структуры Дерипаски целый год пытались провести в совет директоров своих представителей, но эти попытки успешно блокировались “Северсталью”. В ответ “Базэл” несколько раз блокировал проведение допэмиссии акций “Олкона”, средства от которой “Северсталь” хотела направить на строительство подземного рудника. Дело кончилось, как и в предыдущем случае: “Базэл” продал свой пакет “Северстали”.