ИНТЕРВЬЮ: Михаил Василенко, генеральный директор аэропорта “Шереметьево”


– Знаете, какой у Lufthansa пассажиропоток в России? 800 000 человек. В “Шереметьево” она возит 500 000. Для аэропорта, который обслуживает за год почти 13 млн пассажиров, это капля. Но у Lufthansa большие потенциальные возможности по увеличению объема перевозок. Авиационный бизнес строится не на банальной доставке пассажиров из одного пункта в другой. Он успешен, когда есть возможность перевозить клиентов через хабы – крупные транспортные узлы. Аэропорт лишь создает условия для хаба. А вот быть ему или нет, зависит от авиакомпаний. Точнее, от альянса авиакомпаний. До 2006 г. “Аэрофлот” и Lufthansa являлись партнерами. Немецкая компания привозила пассажиров в Москву, значительная часть которых были транзитниками. “Аэрофлот”, имея обширную сеть маршрутов по стране, доставлял их в другие города. Параллельно “Аэрофлот” выбирал, в какой из трех глобальных авиаальянсов вступить. В прошлом году он стал членом SkyTeam, и теперь его главный европейский партнер – Air France – KLM. Lufthansa, которая входит в конкурирующий Star Alliance, осталась в России одна. На мой взгляд, Lufthansa было комфортно работать с “Шереметьево” в плане обслуживания. Но деньги решают все. Большую часть доходов авиакомпании получают на партнерстве. Lufthansa долго и серьезно искала партнера. И нашла – это альянс AiRUnion, созданный на базе KrasAir. Он летает из “Домодедово”. Я получил письмо от [гендиректора Lufthansa Вольфганга] Майрхубера. В нем он сообщает, что решение принималось с тяжелым сердцем. Майрхубер объясняет и причины такого шага. Я его абсолютно понимаю как человека от бизнеса. У нас разные задачи: у меня – обслужить как можно больше компаний, у него – заработать деньги на том, чтобы его пассажир имел больше возможностей перелета.

Из окон кабинета генерального директора “Шереметьево” Михаила Василенко видно, как взлетают и садятся самолеты. Но гул авиационных двигателей не мешает ему, напротив, ощущение, что Василенко привык к этому звуку, который бодрит не хуже кофе. В позапрошлом году “Домодедово” перегнало “Шереметьево” по пассажиропотоку. В интервью “Ведомостям” Василенко рассказал, почему “Шереметьево” не может принимать и отправлять больше людей, как отразится на аэропорте расставание с одной из крупнейших авиакомпаний мира – Lufthansa, готов ли аэропорт к Олимпиаде и когда ожидается его IPO.

– Недавно немецкая авиакомпания Lufthansa приняла решение с 2008 г. изменить в Москве аэропорт базирования. Почему это произошло? Насколько для “Шереметьево” это серьезная потеря?

– Еще и “Аэрофлот” в конце года уйдет в “Шереметьево-3”...

– Вот здесь мы точно ничего не теряем. Скорее наоборот. Третий терминал – не остров в океане. Он соединен с “Шереметьево-2”. Все будет общее: перрон, топливозаправочный комплекс, duty free и проч. “Аэрофлот” прогнозирует увеличение пассажиропотока до 20 млн человек (в 2006 г. авиакомпания вместе с “дочками” перевезла 8,75 млн. – “Ведомости”). Так что новый терминал, рассчитанный на 9 млн, будет ему тесноват уже с момента запуска. Как обслуживали “Аэрофлот”, так и продолжим. Он для нас ключевой перевозчик.

– В отчете “Аэрофлота” за 2006 г. сказано, что “продажа 25% плюс 1 акция компании “Терминал” Международному аэропорту “Шереметьево” не рассматривается как высоковероятная в ближайшем будущем”. Вы все-таки покупаете долю в “Шереметьево-3” или нет?

– Покупаем. Сделку одобрил совет директоров. Сейчас идет экспертная оценка актива. Переговорный процесс, конечно, затянулся (“Шереметьево” собирается войти в проект с 2003 г. – “Ведомости”). Зато преодолены разногласия, которые мешали подписать договор. В частности, снят пункт, по которому “Аэрофлот” и “Шереметьево” обязаны по всем вопросам выступать единогласно. В противном случае у “Аэрофлота” было право выкупить долю обратно. На этапе строительства такая мера, наверное, оправданна. А вдруг “Шереметьево” высказалось бы “против”, тем самым заблокировав весь процесс?

– В “Шереметьево” появятся новые клиенты?

– Думаю, да. Сейчас сложно назвать, кто именно начнет летать к нам. Зимнее расписание будет составлено в течение месяца.

– Среди них есть компании, которые уже летают в Россию?

– Да. Это перевозчики на регулярных рейсах. И не только европейцы.

– Это даст “Шереметьево” возможность увеличить пассажиропоток?

– На самом деле нет прямой зависимости между количеством авиакомпаний и числом перевезенных пассажиров.

– А вообще у “Шереметьево” есть намерения вырваться в лидеры?

– Есть разное лидерство. Аэропорт в Сингапуре, признанный лучшим в мире по качеству обслуживания, принимает и отправляет в год 32 млн человек. Для сравнения: через лондонский Хитроу или парижский Шарль де Голль ежегодно проходит до 80 млн. Что до “Шереметьево”, то оно изначально было рассчитано на 9 млн. С 1990 г. “Шереметьево” все время шло вверх. Пассажиропоток вырос в полтора раза. А площади-то не увеличились. Меня спрашивают: почему не наращиваешь пассажиропоток? А нельзя! Люди будут дышать друг другу в ухо, ругая каждый день руководство аэропорта.

– Но сейчас именно так все и обстоит: тесно, некомфортно. Особенно в “Шереметьево-1”.

– И это правда! Первый терминал ужасно неудобный, он кошмарный. Люди давятся на досмотре, в маленьких залах ожидания. Но он был построен еще в 1964 г. И для нас сейчас одна из важнейших задач – повысить качество наших услуг, мы над этим работаем. После того как площади аэропорта расширятся, аэропорт станет более удобным и комфортным.

– А ведь впереди Олимпиада... По оценке министра транспорта Игоря Левитина, количество пассажиров “Домодедово”, “Внуково” и “Шереметьево” вырастет вдвое – до 60 млн. Что будете делать?

– Не забывайте про наш новый терминал С, недавно введенный в эксплуатацию. Кстати, именно туда переведены международные рейсы из “Шереметьево-1”, благодаря чему площадь для пассажиров федеральных линий стала больше в два раза. Здание терминала С спроектировано с 25%-ным запасом, т. е. при увеличении пассажиропотока его можно расширить на четверть. Но и без Олимпиады все аэропорты отмечают рост перевозок и, исходя из этой тенденции, строят планы по развитию. Реконструкция второй взлетно-посадочной полосы в “Шереметьево” тоже началась задолго до того, как стало известно о победе Сочи. В 2006 г. на эти цели государство выделило 4,3 млрд руб., в текущем – еще 4,5 млрд руб.

– Предстоит ли корректировка планов и их финансирования в связи с проведением Олимпиады?

– Государство в рамках подготовки к Олимпиаде может вложиться в обновление аэронавигационного оборудования. В московской зоне плотность полетов очень высокая. Но из-за старой техники сократить интервалы между самолетами невозможно.

– Как обстоят дела с железнодорожной веткой, которая должна соединить три московских аэропорта?

– Обсуждение проекта идет полтора года. Такое кольцо необходимо – с несколькими пересадочными пунктами и центральным аэровокзалом, где пассажир мог бы зарегистрироваться и поехать в нужный ему аэропорт. Курирует проект Министерство транспорта, он наверняка будет интересен РЖД. Думаю, ускорит реализацию проекта запуск нашей ветки. К концу 2007 г. РЖД завершит строительство железнодорожного сообщения “Шереметьево” – Савеловский вокзал. Есть также намерение соединить аэропорт с Белорусским, Киевским и Ленинградским вокзалами.

– В отличие от железнодорожного проекта другая ваша инициатива сильно буксует – это создание аэропортового холдинга. Почему?

– Идея много раз обсуждалась и изменялась.

– А в чем она состоит?

– Объясню на примере. “Шереметьево” активно обновляет уборочную технику, благодаря чему полосу удается подготовить независимо от времени года за 30–40 минут. Ни у кого таких темпов нет. Количество взлетов и посадок растет, а значит, самолеты не стоят в очереди. За 2006 г. в “Шереметьево” совершено 156 000 взлетно-посадочных операций, у “Домодедово” – около 140 000 (“Домодедово” – лидер по пассажиропотоку, в 2006 г. обслужил 15,37 млн человек. – “Ведомости”). Но есть и оборотная сторона технического перевооружения: треть еще хорошего уборочного оборудования не востребовано. Куда его девать? Есть два пути. Могу сдать в trade in, но за копейки. Иногда нестарую технику выгоднее сдать в металлолом. Могу продать, но ни один аэропорт России ее не купит: техника дорогая, а у них нет денег. Как вариант – оформление в лизинг, но это значит сделать аэропорт рабом. Не каждый согласится. Других способов передать технику от одного юридического лица к другому нет. А ведь есть аэропорты, где до сих пор эксплуатируются машины с деревянными кабинами, а багаж перемещают на ручных тележках. Это беда! Менеджмент “Шереметьево” предложил чиновникам отдать госпакеты 14 российских аэропортов в управление. Мы не собираемся диктовать условия и лишать гендиректоров полномочий. Но это даст возможность передать нашу технику без налогообложения и без процедуры купли-продажи, обучить специалистов из регионов новым способам работы с коммерческими площадями. Мы сами этому учились, в том числе приглашая консультантов из Сингапура. Сейчас у “Шереметьево” более 30% неавиационных доходов, к концу года будет под 40%.

– Какие аэропорты вам интересны?

– Те, в которые летают наши авиакомпании, в частности “Аэрофлот”, и перспективные с коммерческой точки зрения. Была у чиновников мысль отдать нам самые плохие аэропорты. Зачем? Мы не спонсоры. Но и на успешные “Домодедово” и “Внуково” мы не претендуем.

– Как же ваша идея изменялась?

– Мы никогда не говорили, что эта управляющая компания должна быть единственной. Однако этот вариант активно обсуждается. И его не поддерживает Минэкономразвития, ссылаясь на то, что не будет конкуренции. Но мы тоже так считаем. Тем более что уже есть хорошие примеры частных управляющих компаний – например, в “Базэле”. Затем возникла идея: а почему бы “Шереметьево” не купить пакеты интересующих его аэропортов? Но это бред! Как собственник – в данном случае государство – может сам у себя что-то выкупать?

– Около двух месяцев назад концепцию в очередной раз отправили на доработку. Вам что-то известно о ее судьбе?

– Это могут прокомментировать в Минтрансе. Если вас интересует мое мнение – думаю, что в ближайшее время концепция будет одобрена.

– “Шереметьево” и правительство Московской области учредили на паритетных началах ЗАО “Шереметьево-4”. Для чего?

– Для строительства третьей взлетно-посадочной полосы. О терминале пока речи не идет.

– Когда собираетесь приступить к реализации проекта?

– Уже начали. Сейчас идет оформление земли, готовится обоснование инвестиций.

– Во сколько оценивается строительство “взлетки”?

– От 17 млрд до 35 млрд руб.

– Каковы будут источники финансирования?

– В проект может войти государство. Оно способно профинансировать строительство целиком, например, за счет инвестфонда. Тогда компания “Шереметьево-4” будет заниматься стройкой и дальнейшим обслуживанием, а все доходы пойдут в бюджет. Не исключен вариант, при котором 70% средств обеспечит частный инвестор, а государство – треть. Исходя из этого и будет оформлено право собственности.

– Продвигается ли международная экспансия? Как обстоят дела с аэропортом в Белграде?

– Пока все ограничилось подписанием меморандума о сотрудничестве. Вопрос решается не так быстро, как хотелось бы. В стране формируется правительство по трехпартийной системе. В каждой партии свои веяния. Одна стремится к американскому влиянию. Другая считает, что Россия пользу принесет. Группа специалистов от “Шереметьево” живет в Белграде и на месте отслеживает ситуацию. Тендер по определению подрядчика аэропорт уже провел – выиграла американская компания. Но позднее она не согласилась на условия тендера. И правительство Сербии отказалось от услуг американцев. Мы сделали очень выгодные предложения по строительству грузового терминала. “Шереметьево” также намерено оперировать им. Нам понятно, сколько денег надо вложить, как и когда они будут возвращаться. Многие иностранные банки готовы с нами идти туда.

– А проект дорогой?

– Потребуется до $200 млн.

– “Шереметьево” также работает в связке с “Аэрофлотом”, который заинтересован в приобретении сербской компании JAT Airways...

– На переговоры мы ездим вместе. Если JAT Airways будет куплена нашим перевозчиком, то “Шереметьево” хотело бы войти в аэропорт Белграда как одна из альтернативных хендлинговых компаний, чтобы создавать условия для работы “Аэрофлота” в Сербии.

– У вас столько проектов... Слышала, есть планы и по IPO?

– Да. Зачем нам тогда нужна отчетность по МСФО?

– А когда выйдете на фондовый рынок?

– В конце августа представим стратегию IPO на рассмотрение совета директоров. Но определенно сможем сказать об этом в 2008 г. – как раз будет отчетность по международным стандартам за три года.

– Какой пакет планируете размещать? И на каких площадках?

– Зависит от собственника.

– Вы, как управленец “Шереметьево”, хотели бы, чтобы аэропорт был приватизирован?

– Конечно. Восемь лет назад было приватизировано “Домодедово”. В определенной доле и “Внуково” – частный аэропорт. Это дало им возможность динамично развиваться. Эффективность налицо. Думаю, что государство движется именно в этом направлении. В конце концов оно продаст какую-то часть пакета. О сроках и покупателях не спрашивайте – не знаю.