Лучшие друзья девушек


Новую картину с Тоту в большинстве кинотеатров подают как романтическую комедию. Или авантюрно-романтическую. Но я бы сказал, что это лента гораздо более редкого жанра – жанра “изящная приятная штучка”. Придумав название “Роковая красотка”, наши прокатчики, видимо, желали намекнуть зрителю, что фильм похож на “Красотку” с Джулией Робертс. Отдаленно – да. Существует и более высокое сравнение, которого “Роковая красотка” удостоилась в интернете, – с экранизацией “Завтрака у Тиффани”. Не вступая в опасный спор, выдерживает ли Одри Тоту сопоставления с Одри Хёпберн, заметим, что профессии их героинь и впрямь родственны. И что оба фильма по сравнению с типичными американскими романтическими комедиями позитивно отличаются отсутствием как слащавости, так и тупой назидательности (хотя литературная основа “Роковой красотки”, понятно, куда более легковесна. Никак не Труман Капотэ).

В целом “Роковая красотка” не просто изящная штучка, но еще и штучка французская, какие самим французам удаются редко. Если говорить о сюжете, то слегка – по-французски – пикантная. Она – девушка из породы, как раньше говорили, куртизанок, чья задача – профессионально устроиться на содержание к богатому нежадному папику. Одну такую девушку я имел честь наблюдать лично – все очень похоже. Действует она в престижнейших отелях на Лазурном Берегу. Одри Тоту очень ловко изображает все оттенки притворства – нет ничего выигрышнее для хорошей актрисы, чем сыграть ту, которая постоянно играет в жизни. Поскольку запасы кредитной карты, полученной от очередного папика, тут же расходуются на приобретение роскошных платьев и аксессуаров, то Одри Тоту весь фильм меняет наряды, туфли, драгоценности, прически, что окончательно делает роль бенефисной.

Он – тихоня-официант в одном из главных отелей, которого она из-за строгого вечернего костюма, которые носят там официанты, принимает за очередного искомого богача. Из-за связи с ним теряет богатого ухажера. Озлившись, за один-единственный день растрачивает все умеренные сбережения официанта – и прогоняет. На том бы они и расстались, да он, желая быть поближе к ней (влюбился, однако!), решает пойти ее же путем – стать спутником богатой дамы, альфонсом, жиголо. Дальнейшее – их существование порознь, но вместе, потому что они ищут любые возможности для свиданий (она постепенно тоже привязывается к нему – впрочем, они еще любят обмениваться профессиональным опытом), казусы, ухищрения, разоблачения, скандалы – все, что надо.

Обычная сюжетная логика таких картин – красивая жизнь и ее последующее разоблачение. В “Роковой красотке” – красивая жизнь почти без разоблачения. Во всяком случае, видимого массовому зрителю. Большинство юных барышень, которые посмотрят фильм, скорее всего, не станут портить себе настроение мрачными мыслями о той цене, какую героиня Тоту платит за свои платья. Они скорее подумают о том, что им подобные платья тоже придутся к лицу. В то же время для легкого фильма “Роковая красотка” построена достаточно умно, и кто захочет – сможет сделать для себя выводы о том, насколько несвободны оба главных персонажа, насколько жестоки по отношению к ним те, кто их ужинает и танцует, и насколько они, в свой черед, жестоки по отношению к спутникам-кошелькам.

Ожидаемо антибуржуазным является и финал фильма – этакая вариация на темы песни “Битлз” Can’t Buy My Love, или же “Любовь нельзя купить”. Режиссер Пьер Сальвадори, кстати, считает, что его фильм, с долей шутки, можно рассматривать как комедию о классовой борьбе.

Но оптимистический финал явно не точка (если, конечно, отнестись к героям легкого фильма как к двойникам реальных людей). Так что если мораль в фильме и появляется – то тут же робко испаряется. Причем вместе с хеппи-эндом (чего ряд зрителей, к счастью, не заметит тоже, покинув зал в превосходнейшем настроении). Как я услышал на выходе из кинотеатра: “Они ведь не смогут жить вдвоем! Она уже привыкла к большим деньгам – да и он тоже! Он-то хоть на работу устроится. А она? Она явно ничего не умеет делать!” А ведь этот фильм, думаешь вдруг, дает хорошую тему для школьных сочинений: “Нравственный выбор героев в фильме “Роковая красотка”.