ВОПРОС ДНЯ: Зачем России конфликт вокруг Арктики?


Обычно во внешней политике Россия реагирует на уже случившееся. А здесь мы оказались на полшага вперед, что неплохо. Рассматривать всерьез эксплуатацию арктических ресурсов пока никто не собирается: холодно, глубоко и неудобно. Но что дорого сегодня, может быть дешево завтра. Согласно Конвенции по морскому праву, если континентальный шельф продолжается за пределы экономической зоны, государство имеет преимущественное право на разработку ресурсов. Но застолбить территорию сейчас труднее, чем в прошлые века. Нужны весомые доказательства, способные убедить международных экспертов. Будем надеяться, что первому, кто начал собирать данные, будет легче доказать свое мнение. Россия ведет исследовательские работы и делает достаточно разумные заявления о том, что ее шельф выходит за пределы экономической зоны. А нервная реакция других стран объясняется опасениями, что Россия попытается закрепить за собой арктические территории вопреки согласию международных экспертов.

Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок

Экспедиция – предвыборная акция “Единой России”. Это очень удачный сюжет для избирательной кампании в России. Но он поставил в тупик западных наблюдателей. Они твердо знают, что вопросы геологии и морского права относятся к компетенции чиновников. Запад никак не может взять в толк, что в этой экспедиции чиновники ни при чем, а речь идет о действиях одной из политических партий. Из публикаций западных СМИ ясно, что этот нюанс на Западе не поняли и посчитали, что российское правительство ведет себя в духе ковбоев.

Кристофер Грэнвилл, главный редактор аналитической службы Trusted Sources, Великобритания

Планы арктических исследований составляются загодя, так что вряд ли экспедиция предпринималась только ради избирательной кампании. Но, воспользовавшись случаем, явно перебрали с пиаровской составляющей, сделав все в дурном вкусе. Флаги поднимают, но не топят на глубине 4 км. Без такого раздражающего пиара дело обернулось бы нормальной заявкой России на арктические территории и спором в дипломатических кругах с научными, картографическими выкладками. Вряд ли с нашими притязаниями сразу согласились бы, но не было бы громких публичных заявлений, направленных против России. А так на громкое заявление был получен громкий ответ. Произошедшее затруднит переговоры. Но дальше, надеюсь, начнется работа дипломатов и юристов и Россия докажет свою правоту.

Борис Макаренко, заместитель директора Центра политических технологий