Алименты на дороге


В минувший четверг налоговики и судебные приставы искали неплательщиков транспортного налога, штрафов и алиментов с помощью системы “Поток”, обычно используемой для поиска угнанных машин. В систему была загружена электронная база должников по транспортному налогу. На посту дежурили пять налоговых инспекторов и три судебных пристава. По словам сотрудника пресс-службы управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Санкт-Петербургу, акция была организована после совещаний руководителей трех ведомств.

Неплательщикам выписывали квитанцию на уплату налога и извещение на прием к инспектору, чтобы проконтролировать оплату, рассказывает представитель УФНС: “За два часа выдали квитанций на сотни тысяч рублей”.

Судебные приставы проверяли должников еще и по базе данных исполнительных листов. Обнаружили нескольких неплательщиков алиментов, рассказывает Вадим Дмитриев из управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу, а если бы попался должник, на которого есть исполнительный лист на крупную сумму, могло быть арестовано и имущество, в том числе автомобиль.

Судебные приставы и раньше использовали такие методы. В этом году в Петербурге водителям прямо на постах ГИБДД предлагали оплатить старые штрафы, рассказывает представитель ГИБДД, а в случае отказа или отсутствия денег на основании выданного судом исполнительного листа арестовывали имущество: “Например, магнитолу или запаску, однажды изъяли принтер, обнаруженный в автомобиле”. После оплаты штрафа имущество возвращалось.

В ходе нового эксперимента пройдет еще два рейда, рассказывает сотрудник пресс-службы УФНС: “Если будут успешными, рейды станут еженедельными”.

До получения результатов трудно оценить эффективность эксперимента для других регионов, говорит директор налогового департамента Минфина Илья Трунин: “Мера разумна, если сумма долгов достаточна, чтобы тратиться на создание базы данных и выделять на это инспекторов”.

Рейды эффективны лишь в регионах с большим количеством должников, соглашается президент “МЦФЭР-консалтинг” и экс-замминистра по налогам и сборам Дмитрий Черник. К уплате налогов водителя стимулирует уже сам факт вызова к налоговому инспектору, замечает лидер народного движения автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков. Проблемы с уплатой транспортного налога начались после передачи его сбора налоговикам, рассказывает Лысаков: квитанции, рассылаемые налоговыми инспекциями, доходят до граждан с огромным опозданием, иногда до двух лет. В московской налоговой инспекции эта проблема решалась проще, считает Черник: договаривались с ГИБДД, что техосмотр ставят только заплатившим транспортный налог.