Русский в GM

Д. Гришкин

О том, что Олег Дерипаска – миноритарный акционер GM, “Ведомостям” рассказали несколько сотрудников в компаниях магната. “Он не делает из этого большой тайны, об этой инвестиции в курсе даже некоторые из его бизнес-партнеров”, – утверждает один из собеседников “Ведомостей”, слышавший о новом активе от самого Дерипаски. Акции были куплены в конце прошлого года, а размер пакета, по его информации, составляет около 5%.

О покупке более 5% акций американской компании нужно объявлять публично, напоминает адвокат юрфирмы “Юков, Хренов и партнеры” Дмитрий Степанов.

Примерно в то же время 10%-ный пакет GM через Bank of America продал американский миллиардер Кирк Керкорян. Получить комментарии в компании Керкоряна Tracinda вчера не удалось. Доля Дерипаски в GM менее 5%, а акции покупались не у Керкоряна, а на бирже, говорит источник в окружении российского бизнесмена. По его словам, увеличивать свой пакет в GM Дерипаска не намерен.

Представители Дерипаски и “Базэла” от комментариев отказались, а представитель GM не подтвердил, но и не опроверг информацию о том, что русский бизнесмен является одним из миноритариев компании.

Дерипаска и прежде вкладывал деньги в акции международных компаний. В 2004 г. “Базэл” признал, что бизнесмен купил небольшой (менее 3%) пакет акций англо-голландской металлургической компании Corus Group. Что стало с этим пакетом дальше, в “Базэле” не говорят. Другой российский бизнесмен – Алишер Усманов, в 2003–2004 гг. скупивший 13,4% акций Corus, в 2005 г. продал их, заработав свыше $300 млн.

Но в автопроме Дерипаска, как правило, покупает контрольные пакеты. В 2000 г. его структуры взяли под контроль Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). За ним последовали автобусные заводы, двигательные производства, УралАЗ, производители спецтехники. Все это объединено в группу “ГАЗ”, а владеют ею “Русские машины”. Год назад ГАЗ начал скупать активы за рубежом. Первым стал завод LDV в Бирмингеме (выпускает легкий коммерческий автомобиль Maxus). Потом он купил у DaimlerChrysler завод и лицензии на выпуск машин на платформе Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Оборудование этого завода сейчас монтируется в Нижнем Новгороде. А “Русские машины” в этом году договорились о покупке пакета акций канадской Magna, третьего по величине в мире производителя автокомпонентов. За $1,54 млрд Дерипаска в партнерстве с Фрэнком Стронаком будет контролировать Magna.

Хотя Дерипаска неравнодушен к автопрому, GM для него скорее всего портфельная инвестиция, считает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Пакет в 4–5% слишком мал, для того чтобы компании Дерипаски получили доступ к технологиям или организовывали с GM совместные проекты, согласен эксперт по автопрому A.T. Kearney Евгений Богданов. Керкоряну с 10%-ной долей удалось лишь ввести одного представителя в совет директоров GM. Совместных проектов с GM у российских предприятий Дерипаски тоже нет.

Зато Дерипаска может неплохо заработать на акциях GM, считает Богданов. Они сейчас относительно дешевы, а менеджмент американской компании весьма успешно проводит ее реструктуризацию, после которой ее стоимость может вырасти, отмечает он. С декабря прошлого года капитализация GM увеличилась на 7,7% до $18,1 млрд, и сейчас 5% акций стоят около $905 млн. Продажа активов позволила GM во втором квартале 2007 г. впервые за долгое время получить прибыль – $891 млн против $3,4 млрд убытка за аналогичный период годом ранее, напоминает эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев.