Кстати, о слонах


Арт-директор галереи Сергей Попов уверяет, что тема выставки родилась сама собой. Сначала он попытался объяснить смысл этой идиомы немецким коллегам, выставлявшим одноименную картину Константина Батынкова, потом стал рассказывать о трудностях объяснения знакомым художникам, а те в ответ признались, что каждый только что написал слона. Конечно, откликнулись те, кто ныне активно работает и чего только не пишет.

Например, Александр Савко, специализирующийся на переводе образов хрестоматийной живописи в дурацкие попсовые картинки, проспекулировал на шедевре Петрова-Водкина, заменив красного коня слоном, а всадника – мультяшным хулиганом Симпсоном. Не сказать чтобы вышло смешно. Нашелся слон к выставке и у Михаила Молочникова, вписавшего животное в сложную вязь стилизованной азиатской картинки. Виктор Седов подобрал к случаю неопримитивистский пейзаж, без слона, но с крупными буквами аббревиатуры Соловецкого лагеря особого назначения.

От полной бессмысленности выставку спасают серьезные художники. В каких-то анналах удалось обнаружить эскиз Андрея Васнецова, на котором мастерски изображен слон, написанный в романтическом суровом стиле художников-шестидесятников. Рядом с хохмами младшего поколения эта незаконченная и явно проходная работа смотрится как серьезное профессиональное высказывание на фоне детского дилетантского лепета. Так же выглядит точно и разумно прописанный давнишний рисунок о цирке Владимира Янкилевского, созданный к мультфильму. А уж красочная композиция Владимира Немухина, в которой угадываются очертания экзотического для наших широт животного, и вовсе глядится шедевром.

Кое-как примиряют десяток выставленных произведений две работы Константина Батынкова – на них хоть и изображены чушь и несуразица, зато легко, мастерски и обаятельно. От летней галерейной выставки, конечно, больших впечатлений не ждешь, но в маленьком зале особенно трудно организовать органичное соседство произведений художников несоизмеримого уровня. Классики даже маленькими вещами убивают шутников наповал.

Выражение “Россия – родина слонов” возникло как иронический комментарий к стремлению советской пропаганды приписать нашей стране первенство во всех открытиях и стало обозначать масштабное хвастовство. Галерея тоже выставкой малость прихвастнула – имена участников громкие, но работы случайные. Слонам, рожденным русскими художниками, вытянуть выставку оказалось не по силам.