ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ: По ходу пьесы


Из теории систем хорошо известно, что всякая дополнительная организация или оптимизация подсистемы грозит нарушить организацию системы в целом. Говорят, для того и нужны люди в системах, чтобы этот закон компенсировать и обходить.

В одном учреждении совершили – в очередной раз – организационный подвиг: потребовали от сотрудников, чтобы они приходили на работу строго вовремя. Может быть, для основных отделов учреждения это и имело какой-нибудь смысл. Мы этого не знаем и никогда не узнаем, не о них речь. Но для пятерых сотрудников отдела компьютерного обеспечения, где создавали программы, на которые учреждение должно было перейти через год-полтора, это никакого смысла не имело. Работали они в основном по домам – учреждение не могло снабдить их необходимым оборудованием, и комнатка у них была такая, что впятером не повернуться. Собирались они вместе нередко, обычно на дому у одного из ребят, у которого квартира была большая, пили чай и обсуждали общие дела, а в рабочем режиме переписывались да перезванивались. Но авторы и исполнители организационного подвига не могли думать о таких мелочах – вовремя приходить на работу должны были все. Как один. Заместитель директора стоял внизу на вахте с часами, проверенными по кремлевским, и мимо него тек поток пиджаков, кофточек, брюк и юбок. Лиц заместитель не различал – не может же он в организации почти из 100 человек знать всех в лицо!

Заведующий отделом компьютерного обеспечения попытался прорваться к начальству и напомнить, что от его сотрудников никто никогда “отсидки” не требовал, но начальству было не до него. Бурно обсуждалось, каким взысканиям подвергать опоздавших. Приближенные к начальству выгораживали своих... Наш заведующий к лицам приближенным, естественно, причислить себя не мог. В коридоре заместитель директора, глянув на него и полуузнав, на бегу кивнул и бросил: “Проследи, чтобы твои тоже вовремя ходили, нечего мне дисциплину разваливать”. Попали под раздачу.

Ребята, естественно, возмущались: “Маразм! Бессмыслица! Мешают работать! Что мы тут делать-то будем?!”

Заведующий, чуть постарше и поопытнее, их пыл охладил.

– Во-первых, – напомнил он, – замдиректора вообще против того, чтобы мы тут работали, давно хочет нашу команду разогнать, а ставки своим людям отдать. Так что надо решить: мы хотим тут работать?

По этому поводу двух мнений не было – работать в учреждении ребятам было сподручно и удобно, по крайней мере пока не начали гайки завинчивать. Зарплата была приличная, а хозяйский проект оставлял время для того, чтобы еще много чем заниматься.

– Во-вторых, – продолжил шеф команды, – эта военная кампания, как всегда, не надолго. Через неделю замдиректора надоест, он переключится на борьбу с перекурами. Так что задача наша – “день простоять да ночь продержаться”.

Ответом ему было нестройное ворчание: неделя потерянного времени никого не устраивала.

– А в-третьих, – продолжал лидер, – не слабо ли нам решить задачу: если мы не можем ситуацию изменить, так перестанем ворчать и попробуем сами себя организовать таким образом, чтобы все это было нам не во вред, а на пользу.

И он рассказал ребятам историю про своего дядю-писателя:

– В былые времена, когда набор книжки в типографии был делом непростым, наборщик мог писателя, мягко говоря, попросить где-то что-то сократить, а где-то пару строк добавить. Можно было, конечно, встать в позу: я-де творец, у меня ни слова из песни не выкинешь, – а можно постараться так выполнить задание, чтобы текст не хуже от этого стал, а лучше. Дядя мой предпочитал последнее: не чинился, поскольку любой текст – все равно один из возможных вариантов, и не всегда лучший, а садился и правил – и действительно получалось хорошо. Так, может быть, и мы придумаем, как нам с толком использовать время, которое придется провести в нашей комнатенке?

Тут кто-то вспомнил, что давно хотели провести обсуждение пары новых книжек по теории, да все недосуг было. И пора уже проговорить маршрут летнего путешествия (ребята вместе ходили в походы). Одним словом – полезных дел нашлось на всю неделю.

А там, как хорошо знал Ходжа Насреддин, который взялся падишахова осла грамоте научить – только срок долгий оговорил, либо падишах помрет, либо ишак сдохнет. Организационные проблемы хорошо решать по мере их поступления.