КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Русский Rio Tinto


Кроме того, можно предположить, что допуск госструктур в “Полюс” обеспечит политический иммунитет и других проектов Потанина, в первую очередь “Норильского никеля”. Впрочем, чем черт не шутит, может, и “Норникель” со временем вольется в алмазно-золото-угольно-урановую компанию? Тогда идея создания русского Rio Tinto обретет законченную форму. Правда, все это вполне может закончиться тем, что и Потанину придется расстаться с компанией. Но в таком случае главное, чем стоит озаботиться олигарху, – получение справедливой цены за пакет. Прохорову это, судя по всему, удалось. Так что и Потанину на первый взгляд опасаться нечего. Наоборот, упадет с плеч тяжкий груз. Все-таки российская индустрия – это непростой актив. Как показывает опыт Михаила Ходорковского и Михаила Гуцериева, в один прекрасный день он может уплыть из рук.

Процесс раздела активов между Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым, о котором было объявлено еще полгода назад, сдвинулся с мертвой точки. Но начало выходит неординарное. Вместо того чтобы, как и было объявлено ранее, бывшие партнеры распределили между собой все активы, Прохоров решил продать свою долю в “Полюс Золоте” консорциуму в составе “Алросы”, ВТБ и группы “Спутник” (подробнее о предстоящей сделке см. статью на стр. А1). Ни представители Прохорова, ни представители “Интерроса” вчера не стали объяснять, почему доля в золотодобывающей компании достанется именно госструктурам, а не Потанину. Остается лишь догадываться, что приемлемой конфигурации развода партнеры так и не нашли.

Потанин, судя по всему, из золоторудного бизнеса выходить не собирается. Но теперь его влияние на “Полюс” серьезно сократится. Как минимум, у него появится равноправный партнер в лице двух госструктур. А если в следующем году “Алроса” и “Полюс” будут объединены, олигарх и вовсе станет миноритарным акционером образовавшейся компании. Впрочем, печалиться об этом предпринимателю вряд ли стоит. Сегодня в моде термин “частно-государственное партнерство”. Так вот Потанину выпадет честь одним из первых предпринимателей обкатать этот механизм. Да не где-нибудь, а в отраслях, которые, безусловно, считаются стратегическими. Ведь если “Алроса” и “Полюс” объединятся, то помимо алмазов и золота они могут приступить к добыче угля и урана, став таким образом российским аналогом мировых горнодобывающих гигантов – Rio Tinto или BHP Billiton. Помимо всего прочего, это может стать катализатором роста стоимости акций новой компании. А именно этого так не хватает “Полюсу” – с мая прошлого года (когда они были допущены к торгам в РТС) стоимость бумаг крупнейшей в России золотодобывающей компании колеблется в пределах $45–55 за штуку.