Парадоксальная позиция


Если гендиректору обычно выделяют 100 дней на то, чтобы проявить себя, то у временного руководителя нет даже и этого. “Ты приходишь в компанию, зная, что твоя работа должна приносить результаты каждый день”, – говорит Софи Кастелл, бывший руководитель маркетинговой службы компании Coca-Cola, начавшая работать независимо четыре года назад и в данный момент работающая временным менеджером. “Нужно уметь очень быстро оценить ситуацию, понять, что нужно сделать и кто может в этом помочь. Нужно проявить политическую дальновидность. Я научилась этому, работая в Coca-Cola”, – говорит она.

По данным Russam GMS, британской компании, предоставляющей услуги временных менеджеров и проводящей регулярные исследования рынка, спрос на них небывало высок. Британская Ассоциация временных менеджеров (Interim Management Association, IMA) оценивает годовой рост за последние два-три года в 8%. По данным исследования Ipsos/Mori, проводившегося для IMA, в 70% случаев приглашение временного менеджера связано с управлением проектами или проведением реформ. В исследовании указывается средняя продолжительность срока работы временного менеджера – 108 дней. За это время менеджер должен успеть окупить потраченные на него деньги. А это означает необходимость рисковать, говорит Брайан Партридж, временный директор по персоналу, работавший на постоянной должности в компаниях Ford Motor, Rank Xerox, BAT и British Nuclear Fuels.

Исследование Boyden Interim Management установило важные качества, необходимые для эффективной временной работы. Среди них – способность учиться и адаптироваться, постоянная интеллектуальная активность, гибкость и интуиция. Эта работа полна парадоксов, говорит Антон Фишман, директор Boyden: “Вы одновременно являетесь и не являетесь частью организации. Вы обладаете властью в политическом смысле, но не пользуетесь ею. Вы работаете в команде, но остаетесь одиночкой”.

Временным менеджерам необходима вера в себя, потому что они часто сталкиваются с сопротивлением и отрицанием их правоты, а нежелательное качество – избыток самолюбия. “Им удается так быстро навести мосты именно потому, что на них не давит самолюбие, – говорит Фишман. – И они могут так легко учиться, потому что не ассоциируют себя с ярлыками и должностями”. Поскольку у них нет времени на наставничество, а компания-клиент платит часто очень неплохие деньги за их обширный опыт, временные менеджеры обычно имеют избыточную квалификацию. Однако передача навыков является частью успешной стратегии ухода, и ее можно начать практически сразу после прихода временного менеджера. Временные менеджеры не просто решают техническую проблему, уверен Фишман: “Для сотрудников они часто выступают в роли тренеров и наставников и испытывают от этого огромное удовлетворение”. (FT, 30.07.2007, Ирина Окунькова)