ВЕКТОР


Хлеб на “Пятерочку”

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) даст согласие на отмену госрегулирования междугородных тарифов “Ростелекома”, когда рыночная доля этого оператора сократится до менее 50%, заявил на днях глава ФАС Игорь Артемьев. Его слова могли бы обнадежить руководство “Ростелекома”, которое давно призывает чиновников исключить оператора из реестра естественных монополий. Де-факто, объясняли топ-менеджеры “Ростелекома”, российский рынок междугородной связи уже давно конкурентный (эти услуги под видом передачи данных оказывали многочисленные IP-телефонные операторы), а в 2006 г. демонополизация произошла и де-юре: право работать на рынке дальней связи получила сначала МТТ, а затем – Golden Telecom и “Транстелеком”. Рыночные условия изменились, а “Ростелеком” по-прежнему не может снижать стоимость звонков в другие города – Федеральная служба по тарифам сознательно удерживает высокие расценки на них, предполагая, что доходы от этих услуг должны компенсировать убытки операторов местной связи от обычной телефонии (“Ростелеком” платит этим операторам за входящие звонки).

Волгоградские магазины “Пятерочка” уже третий день торгуют хлебом себе в убыток. В начале недели половинка “Деревенского” хлеба стоила в сети 8,1 руб., а вчера – 5,60 руб., “Пшеничный формовой” подешевел на 4 руб. до 9,70 руб. И это в то время, когда цена на хлеб в большинстве регионов подскочила не меньше чем на 10%, а в Волгоградской области – в среднем на 40%, признается гендиректор ООО “Тамерлан” (франчайзи “Пятерочки” в Волгограде) Андрей Пелогейко. “Закупочная цена у нас выше продажной, так что получается прямой убыток”, – говорит он. Секрет неожиданной щедрости – в симпатиях руководства компании к “Единой России”. Пелогейко говорит, что, хоть в партии и не состоит, “хотел бы, чтобы она заняла достойное место после выборов”. Поэтому “Пятерочка” с радостью откликнулась на предложение депутата Госдумы от Волгограда Александра Агеева снизить цены на четыре сорта хлеба до июльского уровня. Продлится акция не меньше месяца. По подсчетам Агеева, это обойдется волгоградской “Пятерочке” примерно в 0,5 млн руб. Пелогейко считает убытки тратами на благотворительность. Политическими симпатиями “Тамерлан” рискует навлечь на себя гнев налоговиков: если цена продажи действительно ниже закупочной и снизилась за непродолжительное время больше чем на 20%, налоговики могут доначислить налоги на сумму разницы, предупреждает партнер юридической компании Herbert Smith Олег Коннов. А вот X5 Retail Group ничем не рискует: финансовые показатели франчайзи не консолидируются в отчетность крупнейшего российского ритейлера, а региональные сети могут устанавливать цены по собственному усмотрению, говорит аналитик “Уралсиба” Андрей Никитин.

Выполнить план

Правительство Украины вчера утвердило условия продажи 99,52% акций Одесского припортового завода (ОПЗ), одного из крупнейших химических предприятий страны. Аукцион состоится в октябре, сообщила председатель Фонда госимущества (ФГИ) Валентина Семенюк. Стартовая цена определена в 2,5 млрд гривен (около $495 млн). Семенюк считает, что открытая продажа ОПЗ на конкурсе, так же как продажа “Криворожстали” два года назад, позволит полностью выполнить годовой план приватизации. Надежды Семенюк не беспочвенны. Один из потенциальных претендентов на ОПЗ, судя по всему, готов заплатить за него гораздо больше. Это российская “Сибур – Минеральные удобрения”. Компания хочет к 2009 г. занять более 50% внутреннего рынка азотных удобрений (сейчас ее доля составляет 8%), для чего в 2007–2008 гг. собирается сделать много покупок. Одной из них должен стать ОПЗ, говорилось в концепции стратегии “Сибур – Минеральные удобрения”, принятой менее года назад. Авторы концепции оценили ОПЗ гораздо дороже, чем украинские чиновники, – его справедливой стоимостью россияне считают $746 млн. При таком раскладе условия аукциона, объявленные ФГИ, могут показаться “Сибуру” весьма привлекательными. Комментировать возможное участие в аукционе по ОПЗ представитель “Сибура” вчера не стал.

Игра в поддавки

Нынешнее обещание Артемьева ставит “Ростелеком” в двусмысленное положение. Получается, чтобы удешевить междугородную связь и тем самым удержать долю на рынке, “Ростелекому” нужно для начала, наоборот, уступить конкурентам. Это не лучшая мотивация. Впрочем, конкуренты пока не очень-то спешат пользоваться преимуществом нерегулируемых компаний: их тарифы если и ниже, чем у “Ростелекома”, то не намного и лишь по отдельным направлениям. Снижать цены радикально им не позволяет высокая себестоимость услуг. В частности, дороговизна услуг операторов местной связи.