Новая жертва ипотеки


“Ликвидность полностью испарилась в некоторых сегментах рынка секьюритизированных ценных бумаг США, что делает невозможной справедливую оценку стоимости некоторых активов вне зависимости от их качества или кредитного рейтинга”, – говорится в распространенном банком заявлении. “Чтобы защитить интересы наших инвесторов и обеспечить равный подход ко всем в эти исключительные времена, [управляющая компания] BNP Paribas Investment Partners решила в полном соответствии с регулирующими нормами временно приостановить расчет стоимости чистых активов, а также прием и возврат средств” инвесторам фондов Parvest Dynamic ABS, BNP Paribas ABS Euribor и BNP Paribas ABS Eonia.

По данным Bloomberg на 27 июля, в этих трех фондах были активы на 2 млрд евро ($2,8 млрд), включая облигации США на 700 млн евро, обеспеченные высокорискованными ипотечными кредитами, но имевшие кредитные рейтинги АА и выше. Вчера представитель BNP Paribas сказал агентству Dow Jones, что активы этих трех фондов оцениваются примерно в 1,5 млрд евро. Всего под управлением BNP Paribas Investment Partners находятся активы более чем на 350 млрд евро.

На прошлой неделе, когда BNP Paribas сообщал результаты работы во II квартале (чистая прибыль банка выросла на 20%), гендиректор Бодуэн Про назвал инвестиции банка на рынке высокорискованной ипотеки США “совершенно неcущественными”. “Это был сознательный выбор, – заявил он. – Многие годы мы не зарабатывали [на этом рынке] и теперь не испытываем проблем”.

“В схеме [работы] BNP Paribas ничего не изменилось, наши инвестиции на рынке высокорискованной ипотеки [США] минимальны, – заявил вчера пресс-секретарь банка Джонатан Муллен. – Инвесторы [трех фондов] ничего не могут сделать, но это в их же собственных интересах”. Приостановку работы фондов Муллен объясняет исключительно невозможностью посчитать стоимость активов; как только ликвидность вернется на рынок, они будут оценены и процедура приема и выдачи средств возобновится.

После сообщения банка его акции упали более чем на 3% (к концу дня стоимость банка упала на 3,37% до 77,3 млрд евро).

Кризис на ипотечном рынке США спровоцировал рост стоимости заемных средств (см. статью на стр. А1), распродажу высокорискованных активов и резкое падение цен на облигации, обеспеченные не только ипотечными кредитами, но и другими активами. Инвесторы испугались и попросту перестали торговать подобными инструментами. Никто не может точно назвать их цену, говорит топ-менеджер инвестбанка, работающего с альтернативными инвестициями: “Одни говорят, что они стоят 50, другие – что 90, но продать нельзя даже по 30, потому что нет заявок на покупку”. “Ничего не торгуется, поэтому приходится быть очень осторожным в оценке активов, – говорит Алекс Эрлих, начальник подразделения по размещению ценных бумаг UBS. – В такой ситуации рынок нефункционален. Мы стараемся подходить прагматично и давать теоретически справедливую стоимость”.

Проблемы на ипотечном рынке США не должны спровоцировать кризис в России, убежден гендиректор АИЖК Александр Семеняка. В России платежи по кредитам фиксированы на весь срок кредита, а в США ставка плавающая и когда она начала расти, то для многих заемщиков выплаты стали непосильными, приводит объяснение Семеняки “Прайм-ТАСС”. (Использованы материалы WSJ.)